Лидер движения «Новые правые» Давид Гамкрелидзе заявил, что нынешнее объединение не будет «механическим», как это произошло осенью 2007 года (после парламентских выборов в мае 2008 года часть оппозиционеров отказались от депутатских мандатов, но часть – вошли в парламент; теперь эту оппозицию называют «карманной»).
Заявление оппозиции будет тяжелым вердиктом для Саакашвили, который и без того находится в истерике
«Мы вместе в основном требовании – отставки Саакашвили и проведении досрочных выборов президента и парламента, – заявил Давид Гамкрелидзе. – Мы будем координировать действия для спасения страны, но действовать на разных фронтах. Кто-то будет собирать подписи за отставку Саакашвили, кто-то – инициировать импичмент, кто-то – пикетировать парламент, канцелярию, резиденцию президента».
Гамкрелидзе также предположил, что оппозиция «очень быстро» добьется цели, если «консолидирует общество», особенно за пределами Тбилиси, так как в регионах «мало реальной информации». Там в основном слушают и смотрят подконтрольные властям телекомпании. Сигнал оппозиционной «Кавкасии» в районы не доходит, а газеты стоят дорого.
«Заявление оппозиции будет тяжелым вердиктом для Саакашвили, который находится в истерике, – добавил он. – Наш консенсус не останется незамеченным в США или Европе».
«Сегодня белыми перчатками с властью говорить нельзя, нужна бескомпромиссная борьба», – добавила генсек движения «За единую Грузию» Эка Беселия. «У Грузии сегодня одна и главная проблема – Саакашвили», – считает лидер движения «Свобода» Константин Гамсахурдиа.
Всего документ подписали лидеры и представители 10 непарламентский партий - «Новые правые» (Гамкрелидзе), «Путь Грузии» (Зурабишвили), «Республиканская партия» (Давид Усупашвили), «Консервативная партия» (Звиад Дзидзигури), «Демократическое движение – Единая Грузия» (Нино Бурджанадзе на церемонии отсутствовала, но прислала своего представителя) и ряд других.
Меморандум будет открыт для подписания в течение месяца. Кроме того, уже известно, что эмиссары оппозиции отправятся в регионы, чтобы донести до народа смысл своей декларации.
Не исключено, что среди оппозиционных движений состоятся внутренние выборы для выявления лидера, пользующегося наиболее высоким рейтингом в обществе. По крайней мере, с такой инициативой выступил лидер «Партии народа» Коба Давиташвили.
Что до возможных фаворитов, в последнее время в Грузии много говорят о президентских амбициях экс-председателя парламента Нино Бурджанадзе, а также о возможном лидерстве в оппозиции бывшего постпреда в ООН Ираклия Аласании. В интервью газете ВЗГЛЯД политолог Рамаз Сакварелидзе заявил, что «из всего оппозиционного спектра Саакашвили более всего опасается именно бывшего постпреда и экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе».
«У них есть такие же козыри, которыми гордится президент, а именно – связи за пределами Грузии», – сказал аналитик.
Но если Бурджанадзе занимается активным конструированием собственного «Демократического движения «Единая Грузия», то Аласания не собирается создавать свою партию, однако готовит «команду единомышленников». Он представит ее в первой половине февраля. Предполагается, что в спайке с ним окажется нынешний омбудсмен Созар Субари.
Касаемо уличных акций, о необходимости их проведения стали говорить и умеренные оппозиционеры, воздержавшиеся при подписании меморандума. Так, бывший премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели, ныне – лидер оппозиционного движения «Для справедливой Грузии», заметил, что из-за ареста его сторонников на западе Грузии уже в начале февраля он выведет «людей на улицы».
В частности, акции его последователей начнутся в Аджарии, откуда родом сам экс-глава правительства Грузии. Ногаидели лично заявил, что «демонтаж нынешних властей Грузии начнется в Аджарской автономии».
Между тем СМИ Грузии сообщили, что в начале нынешнего года самый авторитетный человек Грузии – патриарх Илья II – просил президента Михаила Саакашвили досрочно покинуть свой пост. Глава ГПЦ при этом, по данным СМИ, становился гарантом неприкосновенности Саакашвили либо его отъезда из страны.
Через три дня, взятых на размышление, Саакашвили ответил отказом. Как отмечают СМИ, после этого окружение президента занялось кампанией подрыва доверия к Грузинской церкви.
«А вот я не вижу условий для проведения досрочных выборов, – заявил в четверг газете «Все новости» депутат из пропрезидентского большинства Нугзар Циклаури. – Самая мобильная политическая фигура в Грузии сегодня – это Саакашвили. Он может добиваться поставленной цели. Оппозиция объединяется вокруг деструктивных задач».
По его мнению, о выборах в условиях «российской оккупации» и мирового финансового кризиса могут думать только безответственные политики.