В понедельник на экстренной пресс-конференции премьер-министр Японии Ясуо Фукуда официально объявил о своем уходе в отставку. С самого утра о такой возможности упоминали источники в правящей Либерально-демократической партии, однако шанс на то, что Фукуда все-таки передумает, сохранялся до последнего.
Речь стоит вести не о личных провалах Фукуды, а о кризисе в правящей Либерально-демократической партии в целом
Сам он, впрочем, утверждает, что еще в конце прошлой недели принял окончательное решение, пояснив, что причиной его отставки стала «неспособность справиться с многочисленными и многолетними проблемами политики и экономики».
«Проблемы начались уже с самого начала моего премьерства, с 31 сентября прошлого года, когда я был избран на этот пост», – сказал Фукуда, особо отметив «проблемы пенсионеров», «неоднократные происшествия в Министерстве обороны», а также то, что оппозиция получила на выборах в верхнюю палату парламента больше половины голосов.
Согласно последним опросам общественного мнения, данные о которых приводит ИТАР-ТАСС, сейчас правительство Фукуды поддерживает не более 29% японцев. Личный рейтинг уходящего премьера неуклонно падал с сентября прошлого года, когда он только возглавил Кабинет министров.
Впрочем, речь стоит вести не о личных провалах Фукуды, а о кризисе в правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) в целом. До своего назначения уходящий премьер считался тяжеловесом и мог похвастаться значительной поддержкой как среди однопартийцев, так и среди простого населения. Однако очевидные провалы предыдущего правительства Синдзо Абэ повисли на кабинете Фукуды мертвым грузом.
Собственно, все названные Фукудой проблемы – прямые заслуги правительства Абэ, которые новый премьер не смог решить. Точнее, не имел возможности – большинство крайне неприятных для ЛДП скандалов произошло до того, как правительство возглавил Фукуда.
Так, «происшествия в Министерстве обороны» действительно были неоднократными. Вообще соответствующее министерство появилось в Японии только в январе прошлого года (ранее у него был статус ведомства). И первый же в истории военный начальник в статусе министра Фумио Кюма заявил вдруг, что ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки была неизбежна, в противном случае Вторая мировая война продолжалась бы еще дольше. На волне праведного гнева японцев министр был вынужден уйти в отставку.
Его преемником стала женщина – Юрико Коикэ. Но уже спустя месяц разгорелся скандал с утечкой секретных данных об американской противоракетной системе «Иджис». Коикэ взяла ответственность на себя и официально объявила о своей готовности покинуть большую политику.
С экономикой дела обстояли не лучше. Несколько министров экономического блока Абэ ушли после скандалов, связанных с финансовыми махинациями. А министр сельского хозяйства Тосикацу Мацуока даже покончил с собой, после того как факты коррупции в его ведомстве были преданы огласке.
Что до «проблемы пенсионеров», Фукуда имеет в виду инцидент, произошедший, опять же, при правительстве Абэ. Данные о десятках миллионов престарелых японцев были «утеряны» соответствующим министерством, что сделало выплаты причитающихся им пособий невозможным. Это еще больше усугубило ключевую проблему правительства Абэ: Япония начала удаляться от имиджа «государства социального процветания». Теперь разрыв между богатыми и бедными перманентно увеличивается.
Словом, проблема Фукуды в том, что не смог решить проблемы Абэ. Положение усугублялось тем, что кадровый состав обоих кабинетов был схож.Реорганизацию правительства Фукуда провел только спустя девять месяцев. По мнению большинства аналитиков, слишком поздно.
Как бы там ни было, к Фукуде японцы все равно относятся теплей, чем к его предшественнику: перед уходом в отставку правительство Абэ поддерживало лишь 22% населения страны.
Кто возглавит Японию теперь, решат выборы. Строго говоря, выбирать будут не премьер-министра, а лидера Либерально-демократической партии (ЛДП) – главой правительства страны лидер правящей партии становится ex officio. Поскольку ЛДП в Японии правит с середины 50-х годов (если не считать незначительного перерыва), понятия «премьер-министр» и «лидер ЛДП» в сознании японцев практически уравнялись.
Даже факт того, что впервые за долгие годы большинство в верхней палате парламента сейчас имеет оппозиция – Демократическая партия Японии, – ничего в этой системе не изменит. Премьера выбирает нижняя палата, а там ЛДП главенствует по-прежнему.
Наиболее вероятным кандидатом на место Фукуды считается генсек ЛДП – зубр японской политики (в правительстве с 1988 года) Таро Асо. Это будет уже четвертая его попытка занять высший выборный пост в государстве. До этого он проигрывал партийные выборы и Фукуде, и Абэ, и Дзюнъитиро Коидзуми.
Асо считается самым богатым чиновником Японии, при этом он весьма популярен среди простого населения. Однако его избранию могут помешать относительно слабые внутрипартийные (точнее, клановые) позиции. Кроме того, у Асо в Стране восходящего солнца нет ни одного влиятельного лобби, если не считать производителей комиксов манга, которые потенциальный премьер просто обожает.
В предыдущих правительствах Асо занимал несколько министерских постов. Был, в частности, министром экономического планирования, министром финансов, министром внутренних дел. Однако наиболее широкую известность получив, возглавив МИД.
Асо считают человеком, который не любит резких шагов и склонен к компромиссу. В частности, однажды он предложил разделить с Россией спорные Курильские острова, за что его чуть было не отправили в отставку: еще несколько лет назад Япония упорствовала в принципе «всё или ничего».
Как бы там ни было, смена премьера отнюдь не гарантирует того, что доверие японцев к вечной ЛДП возрастет. Новый руководитель Кабинета министров столкнется с тем же грузом мертвых проблем, что и Фукуда. И с тем же противодействием со стороны оппозиции: демпартия старательно блокировала многие инициативы уходящего кабинета.