На последние события в зоне грузино-осетинского конфликта наконец-то отреагировал президент Грузии Михаил Саакашвили. Находясь в госпитале, куда были доставлены раненные минувшей ночью грузинские миротворцы, он заявил, что конфронтация в Цхинвальском регионе «не в интересах Грузии и России», и призвал демилитаризировать зону конфликта.
Саакашвили и ТВ
Статус России как посредника под вопросом: Москва не способна посадить за стол переговоров своих марионеток
По мнению грузинского президента, главными виновниками того, что конфликт вошел в стадию обострения, являются российские телеканалы. «То, что сейчас происходит, – результат многолетней политики, истерической милитаризации, постоянной военной риторики и настоящей военной пропаганды со стороны российских телеканалов. Ответственность поэтому возлагается на тех, кто развивает всё это последние годы», – заявил он.
При этом Саакашвили надеется, что работа по дипломатическому направлению даст свои результаты. «Это сумасшествие, все вместе мы должны остановиться. Мы должны найти меры, чтобы прекратить насилие и инциденты, которые создают проблемы мирному населению. Мы будем проявлять максимальную сдержанность, но никому не советуем продолжать провокации».
Что он понимает под «провокациями», грузинский лидер не уточнил, но призвал Россию отозвать своих должностных лиц из Южной Осетии. «Призываю Россию отозвать всех своих граждан, которые занимают официальные посты в Южной Осетии. Призываю их уйти из Южной Осетии и дать нам возможность демилитаризации зоны конфликта и прекращения конфронтации», – цитирует Саакашвили ИА «Новости-Грузия».
Хроники конфликта
По мнению наблюдателей, сейчас обе стороны подошли к той стадии, логическим продолжением которой является масштабная война.
В четверг появилась информация о движении группировки грузинских войск от Кутаиси в направлении Гори, то есть в сторону Южной Осетии. Как утверждает «Интерфакс», в состав группировки входят около 20 грузовиков с солдатами, три БМП со скрытой техникой, несколько ракетных установок залпового огня и артиллерийские орудия.
Официальных комментариев по этому поводу из Тбилиси не было, однако накануне секретарь Совета безопасности Южной Осетии Анатолий Баранкевич заявлял, что в район конфликта движется грузинский механизированный батальон 5-й бригады. Он связал эти действия с планами Грузии начать боевые действия и захватить непризнанную республику.
После полудня МВД Грузии сообщило о возобновлении обстрелов грузинских сел в зоне конфликта и призвало Цхинвали «немедленно прекратить стрельбу». При этом МВД подтвердило, что в течение ночи южноосетинской стороной обстреливались села Эредви, Прони, Авневи, Двани и Нули.
На этом фоне руководство Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) сообщило о пролетах над зоной грузино-осетинского конфликта штурмовиков Су–25 и беспилотников. Об этом заявил помощник командующего ССПМ Владимир Иванов, уточнив, что силы приведены в полную боевую готовность, так как ситуация продолжает оставаться крайне напряженной. Сейчас в районах перестрелок работают группы мониторингов ССПМ совместно с миссией ОБСЕ.
Согласно последней информации, в ходе обстрела, случившегося в ночь на четверг, с южноосетинской стороны было ранено 18 человек. По словам дежурного врача приемного отделения больницы, состояние одного из пострадавших оценивается как тяжелое. С грузинской стороны – двое раненых.
При этом Цхинвали утверждает, что во время вчерашнего боестолкновения у села Нули был уничтожен «один грузинский БТР и несколько военнослужащих грузинской армии». Об этом заявил председатель Совбеза непризнанной республики Анатолий Баранкевич.
Как бы там ни было, во второй половине дня перестрелка между противоборствующими сторонами возобновилась: слышны разрывы гаубичных снарядов и пулеметные очереди.
Абхазия под ружьем
На ситуацию отреагировала и Абхазия. Между непризнанными республиками подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, в соответствии с положениями которого Сухуми привел свои войска в боевую готовность. Об этом сообщило РИА «Новости» со ссылкой на министра обороны непризнанной республики Мераба Кишмарию.
Соответствующее распоряжение отдал президент Абхазии Сергей Багапш. Отвечая на вопрос о действиях Абхазии в случае развязывания в зоне грузино-осетинского конфликта полномасштабных боевых действий, Кишмария заявил: «Абхазские военные к этому готовы».
Отреагировали на эскалацию конфликта и на Западе. Так, НАТО призвало стороны отказаться от насилия. Об этом заявила заместитель официального представителя альянса Кармен Ромеро. «Мы призываем все стороны не прибегать к насилию и проявлять сдержанность», – подчеркнула она.
Аналогичным образом отреагировал и Совет министров Евросоюза, попросивший стороны не применять силу, снизить накал напряженности и сесть за стол переговоров.
В том, что переговоры необходимы, уверены и в России. Посол по особым поручениям МИД России, сопредседатель Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта Юрий Попов считает их единственным выходом из сложившейся ситуации.
«Грузинская сторона отказывается от продолжения совместной работы в формате Смешанной контрольной комиссии (СКК), но наше предложение остается в силе. Мы готовы встречаться в этом формате сейчас и готовы встретиться и через год», – заявил Попов в четверг в Тбилиси.
Последние события он назвал звеньями одной цепи, которая ведет к нагнетанию напряженности. При этом ответственность за происходящее в зоне конфликта ложится на все стороны.
Господин Попов прибыл в Тбилиси минувшей ночью для участия в качестве посредника в переговорах между грузинской и осетинской сторонами, которые были запланированы в Цхинвали на четверг.
Официальный Тбилиси уже пообещал, что в случае срыва переговоров в Цхинвали поставит под сомнение посреднический статус России. Об этом заявил госминистр Грузии по реинтеграции Темур Якобашвили.
«Если переговоры не состоятся, под вопросом окажется статус России как посредника, который не способен посадить за стол переговоров своих марионеток, – заявил Якобашвили. – Видимо, выходит из-под контроля не только ситуация, но и сам Эдуард Кокойты. Он выходит из-под контроля России».
В итоге, поговорив с Якобашвили, Попов заявил следующее: «Мы остались на своих позициях. Госминистр Грузии считает необходимым реформирование переговорного формата. Мы считаем, что необходимо продолжить работу в рамках СКК по грузино-осетинскому урегулированию». Переговоров, таким образом, не будет.