В понедельник в президентской резиденции Бочаров Ручей Дмитрий Медведев принял своего молдавского коллегу Владимира Воронина. Помимо протокольных вопросов двустороннего сотрудничества в программе переговоров значился пункт об урегулировании приднестровского конфликта. Разумеется, в контексте войны в РЮО.
Можно представить, чтобы осетинская команда по футболу играла в чемпионате Грузии? Нет. А вот тираспольский «Шериф» играет в чемпионате Молдавии
Данная встреча с Ворониным вторая в президентской карьере Медведева. Предыдущие переговоры на ту же тему состоялись 6 июня в Стрельне под Санкт-Петербургом, где проходил неформальный саммит СНГ. Применительно к их итогам Воронин заявил в прошлом месяце, что «проблемы в двусторонних отношениях с Россией преодолены», и назвал роль Москвы в деле урегулирования приднестровского конфликта «очень большой, если не решающей».
Открывая встречу, Медведев отметил, что в настоящее время обсудить приднестровскую проблему «резонно», благо лично он видит «вполне хорошие шансы достичь урегулирования кризиса». При этом глава российского государства подчеркнул, что при решении замороженных конфликтов теперь нужно учитывать опыт Южной Осетии, когда у грузинского руководства буквально «снесло крышу».
«В Южной Осетии в результате известных агрессивных действий обострились все эти проблемы и произошло военное столкновение. Это очень серьезное предупреждение всем, и в этом контексте мы должны подходить к рассмотрению других конфликтов, которые существуют», – цитирует Медведева РИА «Новости».
В свою очередь президент Молдавии заверил коллегу, что у его страны «хватит мужества и усилий не допустить обострения ситуации» и что печальные события, аналогичные войне в РЮО, не повторятся.
«Замороженные конфликты – это вулканы, которые могут начать извержение в любой момент. Произошедшие события мы не можем оставить без внимания, мы сами 17 лет в подвешенном состоянии, но все эти годы нам хватало выдержки не допустить обострения ситуации», – заявил Воронин, добавив, что Кишинев заинтересован в урегулировании спора с Тирасполем исключительно мирными средствами.
Напомним, что Москва еще в 2003 году планировала окончательно урегулировать конфликт по «плану Козака», предусматривающему сосуществование Приднестровья и Молдавии в качестве субъектов «асимметричной федерации», однако в последний момент Кишинев пошел на попятную. После этого переговоры продолжились в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье, Россия, ОБСЕ, Украина, а также наблюдатели от ЕС и США), но успехом они не увенчались и были прерваны в конце февраля 2006 года.
Возобновить диалог между Кишиневом и Тирасполем удалось только через два года. 17 марта глава МИД РФ Сергей Лавров во время встречи в Москве с президентом Приднестровья Игорем Смирновым высказался за восстановление полномасштабного переговорного процесса, отказ от политического давления и выработку внешних международных гарантий для беспрепятственного осуществления Тирасполем своей внешнеэкономической деятельности.
Молдавия в свою очередь решила изменить тактику и пойти на максимальное количество уступок как в отношении Тирасполя, так и в отношении Москвы. В частности, Кишинев подчеркнул свою приверженность принципу нейтралитета и заявил, что не заинтересован во вступлении в НАТО.
В итоге уже 11 апреля состоялась первая после семилетнего перерыва личная встреча Воронина и Смирнова, на которой они договорились возобновить регулярные контакты. Однако уже в мае и Воронин, и Смирнов констатировали, что ожидаемого прорыва не произошло.
Наконец, в июне президент Приднестровья заявил, что Воронин «обманывает» Тирасполь и принимает участие в переговорах лишь для придания импульса своей предвыборной программе, ввиду чего тезис о признании независимости Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) вновь заявляется как основной.
Внесла свою лепту в ухудшение отношений между сторонами война в Южной Осетии. Руководство ПМР объявило о моратории на контакты с Кишиневом до тех пор, пока тот не осудит Грузию за агрессию и геноцид.
В конце концов Россия в очередной раз предложила свои услуги главного модератора. По итогам переговоров Медведева и Воронина пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова сообщила, что Москва готова приложить усилия для окончательного урегулирования приднестровского кризиса. «В ближайшее время состоится ряд встреч и переговоров с участием всех заинтересованных сторон, включая представителей Приднестровья», – сказала Тимакова.
Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин также уверен, что шансы урегулировать проблему мирно можно расценивать как хорошие, благо конфликт в Молдавии принципиально отличается от ситуации в Грузии.
«Во-первых, здесь нет резкого отличия в этническом составе. Да, в Приднестровье чуть больше русских и украинцев, а в Молдавии чуть больше молдаван, но это некритично. Во-вторых, там нет проблемы беженцев в принципе, а именно она зачастую полностью блокирует мирное решение проблемы. И наконец, Кишинев до сих пор вел себя достаточно толерантно – до каких-то военных столкновений, провокаций дело не доходило», – отметил эксперт в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.
К тому же население той и другой части Молдавии никогда не прерывало контактов между собой. «Можно представить, чтобы югоосетинская команда по футболу играла в чемпионате Грузии? Нет. А вот тираспольский «Шериф» играет в чемпионате Молдавии», – напомнил Жарихин.
К слову, замдиректора Института стран СНГ относится к тем экспертам, что не устают подчеркивать: Россия прямо заинтересована в том, чтобы Приднестровье получило широкую автономию, но все-таки осталось в составе Молдавии. «Это выгодно России. Тем более что такое развитие событий гарантирует, что Молдавия не вступить в НАТО. А вот если линия геополитического разлома пойдет по Приднестровью, то тогда Молдавия не уцелеет и буквально развалится на части», – резюмировал эксперт.
В свою очередь заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов замечает, что переговоры с президентом Приднестровья будут крайне непростыми.
«Игорь Николаевич Смирнов, с которым я имел честь общаться, человек очень строптивый и сложный, и его нельзя приказом поставить по стойке смирно. Поэтому приднестровская элита будет ждать предложений от Москвы и Кишинева, взвешивать их и принимать соответствующие решения», – пояснил эксперт.
По мнению Маркедонова, Тирасполь могло бы заинтересовать предложение о признании приднестровской элиты и обещание определенного представительства во власти будущего общего государства, а также гарантии в вопросах безопасности и собственности.