Формально пресс-конференция министра иностранных дел России Сергея Лаврова была посвящена итогам переговоров Башара Асада и Дмитрия Медведева. Однако перспективы сотрудничества Москвы и Дамаска журналистов интересовали мало: говорить Лаврову пришлось по теме грузино-осетинского конфликта
НАТО, как они заявили, держит дверь для сотрудничества с Россией открытой, хотя и угрожает в любую секунду ее захлопнуть
В первую очередь шеф Смоленской площади подчеркнул, что, хотя западные партнеры и утверждают обратное, Россия в полной мере выполняет план Медведева-Саркози по урегулированию ситуации и убеждена, что остальные должны последовать ее примеру.
Лавров пояснил, что данный план вначале был «отредактирован» лично Михаилом Саакашвили, а затем – и в рамках работы Совета безопасности ООН. Причем договоренности были препарированы таким образом, что часть обязательств с Грузии снималась.
«Грузинская армия обязана вернуться в места своей постоянной дислокации, но в разговоре с СБ ООН текст принципов пытались переписать и заменить «постоянную дислокацию» термином «обычные базы». С бумагой работали творчески», – иронически заметил Лавров, объяснив, что «обычные базы» – это те, откуда Грузия начинала агрессию в отношении Южной Осетии и Абхазии.
«Мы видим все эти игры, – продолжил министр. – Но Москва спокойно и без истерики добивается изначального решения. Первый результат достигнут в ОБСЕ, и сейчас мы предложили свой проект резолюции СБ ООН, который просто одобряет московские договоренности».
При этом министр подчеркнул, что российские миротворцы продолжат предпринимать меры по обеспечению безопасности в зоне конфликта. «Эти дополнительные меры предусматривают сохранение и уточнение границ вокруг зоны безопасности и Южной Осетии. Работа ведется, она будет завершена завтра», – заверил глава внешнеполитического ведомства.
«По плану наших миротворцев завтра будут оборудованы порядка восьми постов на внешней границе зоны безопасности, на каждом из них будет развернут контингент, чтобы в зоне безопасности было не более 500 миротворцев», – указал Лавров. Остальные подразделения ВС РФ, которые были направлены в регион на подкрепление миротворцев, будут выведены в Южную Осетию, что касается миротворческого контингента, и в Россию – что касается остальных.
Отвечая же на вопрос о реакции России на просьбу со стороны Абхазии и Южной Осетии об официальном признании, Лавров заметил: «Мы очень терпеливо, с ответственностью стремились все эти годы выполнять функцию посредника, и если кто и подверг сомнению территориальную целостность Грузии, нанес ей серьезнейший удар, – это ее нынешний руководитель Михаил Николаевич Саакашвили».
«Президент Грузии еще два года назад клялся, что никогда этого не сделает и будет использовать мирные методы урегулирования с народами, которые считает частью своего государства, – отметил российский министр. – На этот раз масштабы и цинизм содеянного переходят все границы, и Саакашвили несет ответственность за то, как ситуация будет развиваться дальше».
При этом хозяин Смоленской площади подчеркнул, что Россия не пытается инсценировать признание независимости Абхазии и РЮО со стороны других стран. «Мы с уважением относимся к членам международного сообщества, и делать инсценированные демарши не в нашей политической культуре», – заверил министр.
Что же касается ухудшения отношений с западными партнерами и, прежде всего, с НАТО, то шеф МИДа выразил уверенность, что альянсу не меньше, чем Москве, необходимо взаимное сотрудничество. «Помощь России является критической для НАТО. Думаю, натовским партнерам поддержка со стороны России в том, что касается операции в Афганистане, гораздо более нужна», – сказал Лавров, заметив, что после заседания Совета НАТО к России «обращались ведущие члены альянса и шептали на ухо, что надеются, что мы не прекратим сотрудничества».
«Мы не собираемся дверью хлопать. Но НАТО, как они заявили, держит дверь для сотрудничества с Россией открытой, хотя и угрожает, что в любую секунду может ее захлопнуть. Поэтому всё зависит не от нас, а от тех, кто принимает решения, каковы внешнеполитические приоритеты НАТО», – цитирует Лаврова ИТАР-ТАСС.
Коснулся министр иностранных дел России и вопроса взаимоотношений с Украиной. В частности, выразил недоумение позицией украинских властей по вопросу передвижения судов Черноморского флота.
«Соглашения, ратифицированные парламентом России и Украины по Черноморскому флоту, не накладывают ограничения на передвижение ЧФ и его судов из Севастополя и обратно», – заявил он журналистам.
Лавров напомнил, что базовые соглашения подразумевают готовность сторон заключить дополнительные договоренности и Россия неоднократно предлагала обсудить порядок передвижения ЧФ.
«Украинская сторона отказывалась это обсуждать, и в октябре прошлого года Москва передала проект дополнительных договоренностей, в том числе и по этому вопросу», – отметил Лавров.
«Украинцы молчали почти год, и вдруг посреди событий в Южной Осетии заявили, что будут решать этот вопрос в одностороннем порядке, в нарушение базовых соглашений. Это вызывает у нас недоумение», – резюмировал глава российской дипломатии.