Реакция Смоленской площади на итоги заседания совета НАТО была предельно жесткой. Да, предложение США о полном закрытии всех совместных проектов с Россией и международной изоляции Москвы не прошло, однако МИД РФ всё равно настаивает на «предвзятой» позиции альянса.
Совет Россия – НАТО создавался не для того, чтобы учить Россию, как вести себя с грузинским руководством
Причем касается это не положений итогового коммюнике. Гораздо больше нареканий вызывают пункты, которых в документе нет, но которые там должны были быть. «Заявление выглядит необъективным и предвзятым – в первую очередь потому, что в нем ни слова не говорится, как конфликт в Южной Осетии начался и почему он начался», – заявил глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров.
«Фактически Североатлантический альянс взял господина Саакашвили под защиту», – пояснил шеф Смоленской площади журналистам.
Нет в документе ни слова и о том, кто вооружал Грузию, кто в течение последнего года блокировал заключение Грузией соглашения о недопустимости применения силы. К слову, формулировку «демократическая Грузия» МИД РФ находит как минимум странной.
«Как будто не было решения грузинского руководства вскоре после начала агрессивной акции в Южной Осетии перекрыть вещание всех российских каналов на Грузию, закрыть доступ в российский Интернет. Оставался единственный источник информации на русском языке – это канал RTVI. Но только за то, что он посмел поставить в свою сетку мое интервью радиостанции «Эхо Москвы» и каналу «Вести 24», он вскоре был закрыт», – цитирует слова российского министра РИА «Новости».
«Так что о состоянии грузинской демократии, о том, кто ее подрывает, наверное, вы сами сможете объективно судить», – добавил он.
В чем Лавров с коллегами из НАТО солидарен, так это в том, что прежними отношения России и альянса уже не будут. «Из позиции НАТО мы сделаем соответствующие выводы. Согласен, как это ни парадоксально, с господином Схеффером в том, что бизнес, как обычно, едва ли получится. Мы об этом сказали еще неделю назад, когда, не дожидаясь никаких встреч, представители НАТО уже выступили с абсолютно предвзятыми оценками», – приводит слова Лаврова «Интерфакс».
Что до «втягивания» Грузии в альянс, МИД РФ уверен, что это продиктовано «антироссийскими настроениями». «Линия на втягивание Грузии в НАТО основана не на том, что Тбилиси должен соответствовать натовским критериям, а продиктована стремлением, которое иначе как антироссийским и направленным на поддержку агрессивного режима я назвать не могу», – сказал министр.
К примеру, НАТО берет курс на перевооружение нынешних лидеров Грузии. Лавров уверен: оружие грузинское руководство закупает не для обороны, а для «продолжения попыток решить проблему территориальной целостности силовыми методами».
Наконец, Смоленская площадь категорически не согласна с формулировками, что Россия «оккупировала» и теперь «собирается аннексировать» грузинские территории. «Здесь, безусловно, имеет место подмена понятий. Россия никого не оккупирует, не собирается оккупировать. Мы не имеем права аннексировать чью-либо территорию. Мы выполняем силами наших миротворцев функции, которые были возложены на них в соответствии с соглашениями, под которыми стоят подписи конфликтующих сторон, включая Грузию», – подчеркнул Лавров.
Отверг шеф МИД и претензию, что Россия не выполняет обязательств по выводу войск. Ранее её озвучил министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер.
«Мы очень разочарованы, так как, несмотря на сделанные нам обещания, отвод войск не осуществляется. Да, в районе Гори происходит перемещение российских войск, надеюсь, что всё это перерастет в подлинный отвод. Однако в том, что это действительно произойдет, я не уверен», – сказал французский министр.
«Вывод начат, – заочно ответил французу Лавров. – Он будет соизмерим с эффективностью выполнения грузинской стороной своих обязательств и с тем, как создаются места для расположения миротворцев. Думаю, это завершится через 3–4 дня».
И последнее. На приостановку действия Совета Россия – НАТО (до полной реализации плана Медведева-Саркози) Лавров отреагировал следующим образом:
«Совет Россия – НАТО создавался не для того, чтобы учить Россию, как вести себя с грузинским руководством. Мы считаем, что Совет сохраняет свою актуальность, но всё зависит от наших партнеров», – резюмировал российский министр.