С «долгожданной» отставки чукотского губернатора Романа Абрамовича не прошло и суток, а в Москве уже строят активные планы по дальнейшему будущему округа.
Абрамович начинал финансирование многих проектов за свой счет, не дожидаясь прихода в регион федеральных средств, и ЧАО привык к такой оперативности
Как бы там ни было, из политики экс-губернатора проводили достойно, отметив все его заслуги перед ЧАО. «За это время жизнь Чукотки существенно изменилась в лучшую сторону. Решены такие актуальные для северного региона проблемы, как своевременный северный завоз, строительство жилья, развитие социальной инфраструктуры – открытие новых школ, детских садов, больниц, спортивных и культурных центров. Но главное – у людей появился стабильный заработок», – прокомментировал отставку бывшего начальника временно исполняющий обязанности губернатора Роман Копин.
К слову, особенно преемника радует тот факт, что Абрамович и дальше намерен вкладывать инвестиции в покинутый им округ.
А вот политологи, со своей стороны, так и не смогли прийти к общему мнению, кем же был для Чукотки Абрамович – благодетелем и эффективным менеджером или же бизнесменом, для которого губернаторство являлось скорее хобби.
«При более глубоком анализе деятельности Абрамовича на посту губернатора всегда возникал логичный вывод: надо либо всерьез заниматься бизнесом и футбольным клубом «Челси» в Лондоне, что он и делал, либо вникать в проблемы Чукотки, находясь в этом северном регионе, что он не делал», – отметил в интервью РИА «Новости» директор Института международных отношений и социальных технологий Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса Михаил Шинковский.
Другого мнения придерживается профессор кафедры социально-гуманитарных знаний Хабаровской государственной академии экономики и права Татьяна Захарова, отметившая, что отставной губернатор являлся одним из эффективнейших региональных управленцев России.
«Он создал великолепную команду, при его участии решались многие проблемы аборигенов и других жителей Чукотки – инвестиции, жилье, работа, социальная помощь, поездки детей к морю на юг России, он помогал церкви. С уходом Абрамовича часть команды может уехать, поэтому сложно сказать, как теперь все эти вопросы в дотационном регионе будут решаться», – полагает политолог.
При этом, как отмечает глава комитета Общественной палаты по региональному развитию Вячеслав Глазычев, новому губернатору округа после Абрамовича будет сложно держать марку.
«Абрамович очень умело оперировал возможностями включаться в бюджетный процесс», – пояснил Глазычев, добавив, что бывший губернатор за свой счет начинал финансирование многих проектов, не дожидаясь прихода в регион федеральных средств, и население Чукотки привыкло к такой оперативности.
В свою очередь первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимир Пехтин, выразив сожаление по поводу отставки миллиардера, предложил подумать об объединении осиротевшей Чукотки с Магаданской областью.
«Мне кажется, что с прекращением полномочий губернатора Чукотского автономного округа возникает другой, более глобальный вопрос – это вопрос объединения субъектов. Сейчас появился удобный момент для объединения Чукотки с Магаданской областью, как это было раньше», – полагает он.
По мнению депутата, объединение таких малонаселенных и отдаленных северных регионов, как Чукотка, Магаданская область, Корякия и Камчатка (два последних региона уже объединены в 2007-м в единый Камчатский край. – Ред.), более чем целесообразно: укрупнение способствует их управляемости, финансовой поддержке и минимизации затрат.
Другое дело, что ранее данная идея в Москве уже высказывалась, но так и не нашла поддержки на другом конце России. В частности, как недавно заявлял губернатор Магаданского края Николай Дудов, Колыма согласится объединиться с Чукоткой лишь в том случае, если к этому процессу присоединится еще и Якутия.
По мнению губернатора, объединение целесообразно лишь тогда, когда оно происходит на базе более сильного в экономическом плане региона. Однако потенциалы Чукотки и Колымы примерно равны.
«Консолидированный бюджет Магаданской области составляет 12 млрд рублей, Чукотского округа – 15 млрд рублей, при этом собственные доходы у нашей области в бюджете занимают почти 50%, а у соседей – 24%. Таким образом, целесообразности в слиянии нет», – поясняет губернатор.