Три дня подряд, начиная с минувшей субботы, на Украине проходили торжества, посвященные 1020-летию Крещения Руси. В праздничных мероприятиях и божественных литургиях в честь юбилея православной Руси принял участие патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Раскол нужно преодолевать каноническими путями – нужно возвращаться с покаянием в Церковь и трудиться во Спасение
О том, как на самом деле украинцы встречали Алексия и почему не произошло ожидавшегося некоторыми раскола церкви, во вторник на пресс-конференции в Москве поведал глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Владыка Кирилл, принимавший участие в торжествах, подвел итоги поездки патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Киев.
Митрополит начал с напоминания: «С 26 по 28 июля состоялся визит святейшего патриарха на Украину в связи с празднованием 1020-летия Крещения Киевской Руси. Этого события ждали в первую очередь на Украине, которая проходит через очень непростое время».
Владыка уточнил, что тяжелая ситуация в соседней стране вызвана не только политическими факторами. «Самое дорогое, что есть у людей, – это вера. И то, она сегодня проходит через испытания, как и вся жизнь», – посетовал он.
«Вы знаете, что сразу после распада Советского Союза под влиянием конкретных политических сил на Украине был создан раскол, который все эти годы пытался легализоваться, и, особенно в последнее время, прилагались очень большие усилия, чтобы это произошло», – заметил иерарх.
По его словам, существовала большая опасность, что это могло произойти именно на праздновании крещения Киевской Руси. «По милости Божией, этого самого опасного и страшного для религиозной жизни Украины, для целостности нашей церкви не произошло», – удовлетворенно подчеркнул архиерей. Празднование, по его словам, напротив, вылилось в «торжество православия».
Церковный иерарх рассказал, что в воскресенье на Владимирской горке состоялось богослужение святейшего Вселенского патриарха Варфоломея и святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II со служением более 100 архиереев, 50 из которых представляли Украинскую православную церковь, 50 приехали из России, Молдовы, Белоруссии и бывших среднеазиатских республик Советского Союза.
«Это было действительно общее сослужение, в котором также участвовали представители из других поместных православных церквей, которое явило миру единство православия, каноническую силу православия и явилось ответом всем тем, кто связывал с празднованием 1020-летия Крещения Руси совершенно иное развитие событий», – пояснил митрополит Кирилл.
Самой трогательной, по словам владыки, стала встреча патриарха Алексия с народом. «Людей никто не привозил в автобусах и никто не созывал. Тысячи людей пришли по велению своего сердца. Когда святейший вышел из машины, то он услышал: кто-то начал скандировать только одно имя – просто Алексий, а потом постепенно мы стали слышать очень сильное свидетельство, выраженное в простых словах: «Алексий – наш патриарх! – рассказал владыка Кирилл. – Это был выбор людей, это было голосование за единую церковь, во главе которой – патриарх Московский и Всея Руси»
Поведал церковный иерарх и о другом событии – божественной литургии, которая состоялась 28 июля, в день памяти Святого равноапостольного князя Владимира. «На площади перед Софийским собором собралось огромное количество людей. Я не умею определять количество людей визуально. Но многоопытные говорили, что там находилось около 20 тысяч», – сказал он.
Слова, сказанные патриархом Алексием на Владимирской горке, митрополит Кирилл назвал историческими. Правда, жители Украины их, к сожалению, не услышали. «Киевское телевидение отключило трансляцию на украинских каналах», – пояснил он.
Одним из самых важных событий, произошедших в Киеве, по словам владыки, стала встреча Алексия II и Варфоломея I. «Это была братская беседа, – подчеркнул Кирилл. – Вы знаете хорошо, что на повестке дня с Константинопольской церковью стоит много важных вопросов. Я полагаю, что встреча двух патриархов придала и, несомненно, задаст в будущем очень правильное направление всем этим переговорам. Потому что обе церкви засвидетельствовали свою готовность и свое желание развязывать те узлы, которые история завязала».
Важен, по словам митрополита Кирилла, не только результат переговоров, но и сам факт встречи. Митрополит Константинопольский Варфоломей и митрополит Московский и Всея Руси не встречались 11 лет. А за это время утекло много воды.
Что же касается не слишком пафосной встречи Алексия II с президентом Украины и отсутствия особых преференций в отношении патриарха Московского, то эту информацию главный дипломат РПЦ предпочел не комментировать. «Святейший патриарх был приглашен Ющенко и Украинской православной церковью. Я не физиономист и не пытаюсь делать по выражению лица никаких выводов», – заметил он, вероятно, говоря о холодном выражении лица президента Ющенко при встрече с предстоятелем РПЦ.
«Но я видел другое – тысячи православных людей, которые так приветствовали святейшего патриарха, как никогда не помню за всю свою жизнь. Кто-то сказал, что это напоминало встречу народа с освободителем. Это было свидетельством того, какой выбор сделали для себя православные», – уверен митрополит Кирилл.
Отметил владыка и другое значительное событие, которое, по его словам, осталось малозаметным: 23 июля в Киево-Печерской лавре состоялось расширенное заседание Синода Украинской православной церкви, на котором митрополит Кирилл присутствовал лично.
«Со всех сторон оказывалось большое давление на нашу церковь – от нее требовали каких-то шагов по изменению канонического статуса. Но блаженнейший митрополит Владимир (глава УПЦ Московского патриархата. – Ред.) предложил архиереям еще раз высказаться по поводу того, следует или нет изменять канонический статус церкви», – рассказал он.
Как заметил митрополит Кирилл, на заседании Синода ему удалось испытать очень трепетные мгновения. «Все высказали горячую поддержку сохранению единства церкви и заявили, что никакого изменения канонического статуса они не допустят. Это голос церкви, выраженный архиереями», – сказал он.
«А вот когда мы увидели голос церкви, выраженный народом, он полностью совпал с той позицией, которую сегодня представляет епископат Украинской православной церкви. То есть свидетельство о соборной позиции всей церкви на Украине, которая заявляет о своем желании оставаться в единстве, образуя единое целое с Русской православной церковью», – заявил руководитель Отдела внешних сношений Московской патриархии.
По словам владыки, «сознание принадлежности к единой церковной, цивилизационной ценности – в крови всех нас». Тем не менее, заметил митрополит Смоленский, это отнюдь не означает, что такое единение мешает суверенности государства. «Если вы возьмете немецкую культуру – есть суверенная Германия, суверенная Австрия, суверенная Швейцария, значительная часть которой принадлежит немецкой культуре. Это единый духовный, культурный, цивилизационный мир. И никто не стремится, отталкиваясь от своего суверенитета, его разрушать. Мы тоже понимаем важность сохранения этого единого пространства», – заявил митрополит.
Между тем, иерарх признал, что в одночасье и Украина, и Россия успокоиться не смогут. «Я не думаю, что нашу церковь ждут легкие времена на Украине, кто-то, возможно, захочет взять реванш, но я хочу сказать: церковь живет по своим внутренним законам 2000 лет, вмешательство политиков ни к чему доброму не приведет, только породит новое разделение. Раскол надо преодолевать каноническими путями», – провозгласил он и обратился ко всем «горячим головам».
«Нужно понять простую вещь, – призвал он. – Церковь живет по своей внутренней логике две тысячи лет. Православный человек всегда дорожит своим Спасением. А в расколе – нет Спасения. Раскол – это муляж, а не церковь. Это декорация. Это цирк, где только есть видимость совершения неких действий, где не действует сила благодати Святого Духа».
По его убеждению, искусственная схема жить не может. И чем быстрее это поймут мятежные раскольники, тем быстрее раскол будет преодолен. «Дай Бог, чтобы он был преодолен, а сделать это можно только церковными средствами, каноническими путями, которые заключаются в следующем – нужно возвращаться с покаянием в церковь и трудиться во спасение своей души и душ близких своих», – заключил митрополит Кирилл.
В ходе пресс-конференции он затронул и другие проблемы, угрожающие церковному единству. В частности, сказал о так называемых «пензенских затворниках».
«Бедные люди с помраченным религиозным сознанием», – так отозвался владыка о сектантах, добавив, что «не они первые, не они последние» и «пещерники еще найдутся». «С самых ранних лет существования христианства возникали такие апокалиптические настроения. В какой-то момент церковь их осудила. Но они возникают время от времени. Причем у людей даже есть некие поводы к тому, чтобы так ориентировать свое мышление. Не всё благополучно в доме, который называется человеческим родом», – заметил митрополит Кирилл.
По его словам, если мы «бросим даже самый поверхностный взгляд на человечество», то увидим «некие грозные знаки того, что что-то происходит с человеческой цивилизацией».
«Никогда ведь публично не оправдывался грех, он не подкреплялся нормой закона – такого не было никогда и нигде, даже во время язычества. А мы дожили до того времени, когда грех подкрепляется нормой закона, а может подкрепляться и силой власти», – пояснил он, добавив, что именно от такого развития событий «веет какой-то апокалиптикой».
«Трезвое религиозное сознание», по заверению иерарха, способно преодолеть это. «У глубоко верующего и религиозно образованного человека есть ответы на эти вопросы. Но у многих нет ответа. Люди чувствуют свою беспомощность, неспособность повлиять на что-то. Отсюда – пещеры. За этих людей нужно молиться. Но я бы их не тревожил. Если хотят в пещере посидеть, то пусть посидят. Только чтобы эта пещера не развалилась», – сказал митрополит Кирилл.