В пятницу на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс» руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин и его заместитель статс-секретарь Росфинмониторинга Сергей Осипов подвели итоги оценки FATF российской системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
Несоответствий рекомендациям FATF у России всего три, у США – четыре, у Италии – шесть, у Канады – 11
Поприветствовав журналистов, Юрий Чиханчин отметил, что «Россия прошла очередной раунд оценки миссии FATF, Совета Европы и Евроазиатской группы». «Мы уже вкратце подводили итоги оценки, – напомнил он, однако заметил: – Это была оценка только FATF. С того момента прошел еще ряд оценок и ряд встреч с представителями ведущих международных организаций».
В целом, по словам Чиханчина, Россия достойно прошла оценку миссии. «Она длилась в течение пяти недель в прошлом году. Группа экспертов проехала от Дальнего Востока до Калининграда. В общей сложности она провела не менее 150 встреч, более 1000 человек участвовало во встречах с ними. Во время пребывания в России эксперты встречались с министрами, с руководителями ведомств и с председателем правительства – в то время Виктором Зубковым», – пояснил чиновник.
Он заметил, что ключевым моментом миссии оценки стало заседание FATF, «где кроме самих членов организации присутствовали представители Всемирного банка, Международного валютного фонда, Совета Европы, ОБСЕ, ООН и так далее».
«В итоге по результатам проверки России был вынесен рейтинг и даны рекомендации по возможным устранениям тех проблемных вопросов, которые мы на сегодня имеем», – сказал Чиханчин.
Он удовлетворенно подчеркнул, что «Россия в целом соответствует положению, которое занимают Канада, Швеция и Италия». «На наш взгляд, это очень высокий показатель», – пояснил глава Росфинмониторинга.
Более того, как сказано в пресс-релизе Росфинмониторинга, распространенном среди журналистов, по итогам прохождения Россией третьего раунда взаимных оценок FATF по 10 позициям отмечено полное соответствие нормам FATF, по 13 пунктам – значительное соответствие, по 21 – частичное соответствие и лишь по трем – несоответствие.
«Комплексный характер российской системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма подтверждается незначительным количеством несоответствий рекомендациям FATF» , – сообщается в пресс-релизе. У России их всего три, у США – четыре, у Италии – шесть, у Канады – 11.
«Если говорить о рекомендациях, которые последовали в наш адрес, – продолжил Чиханчин, – то они в целом носят рабочий характер. И у нас есть возможность в течение определенного периода времени решить их».
По его словам, миссия FATF занималась не только проверкой антиотмывочной системы государства. «Она была многоаспектной», – подчеркнул чиновник. Так, эксперты рассмотрели соответствие российского законодательства «требованиям и стандартам, которые выдвигает власть и международное сообщество», насколько законодательная база «умеет быстро реагировать на события, происходящие в мире», «как быстро выдвигают законы и как к ним относится общество».
Представители миссии FATF обратили свое внимание и на финансовые институты России. «Насколько они, начиная от банка и кончая, условно говоря, казино, умеют реализовывать законы, те правила игры, которые определяет государство», – пояснил Чиханчин.
Проанализировали эксперты и уполномоченные органы, в частности Росфинмониторинг, а также судебную власть и правоохранительную систему. «Действительно ли она соответствует международным стандартам. И через призму уголовных дел, связанных с отмыванием, они как раз и попытались это увидеть», – растолковал глава Росфинмониторинга.
«Безусловно, – заметил он, – большое внимание уделялось вопросам, насколько российское общество понимает последствия появления преступлений, связанных с грязными деньгами, как оно реагирует на это, насколько СМИ освещают эти вопросы, насколько журналы, газеты оценивают рейтинги тех или иных финансовых институтов», – заметил Чиханчин.
По его словам, итоги, подведенные FATF, были переданы правительству и президенту страны. Более того, Росфинмониторинг приступил к выполнению «части вопросов, которые FATF нам поставил в виде рекомендаций». «Это связано с тем, что у нас через два года состоится так называемая самооценка. Мы должны отчитаться FATF, что мы сделали по их рекомендациям, Совету Европы и Евроазиатской группе мы должны отчитаться через год», – пояснил чиновник.
Кроме этого, во время решения «собственных вопросов оценки России на международном уровне» Росфинмониторинг попытался решить вопросы, «связанные в целом с теми странами, которые имеют отношение к Евроазиатской группе, и теми государствами, которые являются нашими союзниками в решении ряда вопросов».
Так, во время заседания FATF был рассмотрен вопрос о принятии санкций в отношении Ирана, заметил Чиханчин. «До октября к Ирану не будут применяться никакие санкции», – пообещал он, напомнив, что у FATF есть претензии к этой стране по части борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма.
Также претензии у FATF есть к Узбекистану, который приостановил действие нормативно-правовых актов в этой сфере. Впрочем, по словам чиновника, Россия взяла на себя обязательства помогать Узбекистану в урегулировании финансовых проблем.
Большой вопрос уделялся и проблеме финансирования терроризма, подчеркнул чиновник. «Это один из сегментов антиотмывочной системы. В общем, у нас механизм борьбы с финансовым терроризмом соответствует тем мировым стандартам, которые есть на сегодняшний день», – удовлетворенно заявил Чиханчин. Вдаваться в детали этой деликатной сферы шеф финансовой разведки не стал.
Несмотря на то что до окончательного отчета перед FATF осталось два года, практических мер по выполнению рекомендаций еще, естественно, не принималось. Об этом журналистов проинформировал статс-секретарь РСФМ Сергей Осипов.
«Что касается законодательных изменений, изменений в организационной, институциональной основе этой системы, то по договоренности с FATF те проекты, которые у нас существовали, практически были заморожены. И об этом у нас были соответствующие договоренности с правительством и с Государственной думой», – сказал Осипов.
Кроме того, отметил он, в рамках третьего раунда оценки рассматривалось «не столько наличие правовых и организационных структур, необходимых для борьбы с отмыванием денег и для борьбы с финансовым терроризмом, сколько эффективность их деятельности».
«Поэтому FATF на опыте оценок других стран попросила как раз вот с этими изменениями подождать. Потому что если бы какие-то новые нормы принимались и вступали в силу в период нахождения здесь миссии или сразу после их отбытия, то оценить эффективность этих мер было не достаточно просто. Мы не говорим уже о том, что с точки зрения России это означало бы признать, что у нас что-то не в порядке, поменять, ввести новые меры, – но оценить, как они работают, миссия бы не смогла», – растолковал Осипов.
По его словам, на сегодняшний день «существует как минимум 12 проектов поправок в базовый 115-й закон «О противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма».
«Они в разных стадиях обсуждения. Сейчас мы с учетом тех конкретных рекомендаций, которые FATF нам дал по тем недостаткам, которые оценщики отметили в отчете, проанализируем и эти предложенные законопроекты, и те рекомендации FATF и определимся с каким-то пакетом законопроектов», – пообещал статс-секретарь.
Стоит также заметить, что Росфинмониторинг стал одной из первых финансовых разведок мира, получивших самую высокую оценку FATF. «Теперь мы находимся на уровне бельгийской разведки», – пояснил Сергей Осипов, напомнив, что бельгийская разведка работает примерно вдвое дольше, чем ее российский аналог.