Скорейшей интеграции Грузии в НАТО готова поспособствовать Литва. Как заявил накануне командующий литовской армией генерал-лейтенант Валдас Туткус на встрече с начальником Объединенного штаба Вооруженных сил Грузии бригадным генералом Зазой Гогавой, Вильнюс готов передать Тбилиси как положительный, так и негативный опыт, который он получил в процессе приема в НАТО.
Сотрудничество Вильнюса и Тбилиси может дойти до пересмотра итогов Великой Отечественной войны
«Литва оказывает активную поддержку Грузии на пути в НАТО и готова поделиться своим опытом, как с нами в свое время делились им Польша и Чехия», – отметил Туткус.
Военачальник особо подчеркнул, что информация о совершенных Литвой просчетах является «особенно важной», благо у Грузии появится шанс аналогичных ошибок избежать.
Поговорили генералы и о совместном участии стран в международных военных операциях. «Мы и впредь намерены активно сотрудничать с грузинскими военными в области связи, тыла, контактов с общественностью», – сообщил генерал-лейтенант Туткус.
По его словам, Министерству обороны Литвы интересен опыт участия Грузии в международных миссиях, в рамках которых сейчас служат более двух тысяч грузинских военных (к примеру, грузинские военные присутствуют в Ираке).
Напомним, что планы Грузии получить приглашение в Североатлантический блок в виде предоставления ей Плана действий по членству (ПДЧ) в НАТО пока наталкиваются на ожесточенное сопротивление стран Западной Европы. Главная причина этого – в «замороженных конфликтах» на территории кавказской республики.
Более того, обстановка в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов в начале июля сильно обострилась. В первую очередь, благодаря взрывам на территории непризнанных республик. Местное руководство обвинило грузинские власти в провокациях и предупредило о готовности «ответить военными методами». Обострение грозило перейти в открытое противостояние, поэтому в ситуацию вмешались самолеты российских ВВС.
После этого в зонах конфликтов наметилось затишье, ввиду чего нашлось место попыткам еще раз найти выход из положения. Миротворцем выступила Германия, делегировавшая в регион своего министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера. Однако привезенный им трехэтапный план урегулирования конфликта скептически восприняли в Грузии и отвергли в Абхазии.
Россия общую идею плана – примирить враждующие стороны – одобрила, но указала на один «нереальный пункт» – одновременное подписание соглашения о неприменении силы и договора о возвращении грузинских беженцев в Абхазию (второй этап касался восстановления республики, третий – определения политического статуса Абхазии).
К слову, именно Берлин был одним из главных противников предоставления Грузии ПДЧ на последнем саммите НАТО в Бухаресте. Тогда бундесканцлер ФРГ Ангела Меркель указывала, что региональные конфликты на территории Грузии не отвечают статусу страны-претендента на присоединение к НАТО.
Тем не менее, Тбилиси, где в январе этого года прошел общенациональный референдум по одобрению вступления Грузии в НАТО, надеется получить ПДЧ уже в декабре этого года – на очередном саммите альянса на уровне представителей внешнеполитических ведомств. Однако после провала «плана Штайнмайера» шансы Тбилиси заметно уменьшились.
Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок не исключает, что контакты Литвы и Грузии действительно могут стать «продуктивными». При этом сотрудничество Вильнюса и Тбилиси может дойти до «пересмотра итогов Великой Отечественной войны», что пытается делать Украина, обвиняя Россию в голодоморе. «Литва говорит о том, что фашисты несли освобождение. Может быть, еще и Грузии фашисты несли освобождение?», – задается вопросом эксперт.
Как подчеркивает Цыганок, все страны Прибалтики стараются ускорить присоединение Грузии и Украины к НАТО, но в ближайшей перспективе это результатов не даст.
«Сотрудничество Грузии и Литвы, мне кажется, в ближайшее время не даст никаких результатов», – заявил эксперт газете ВЗГЛЯД.
К слову, вероятности получения Грузией ПДЧ уже в декабре этого года Цыганок не исключает, но если это и произойдет, «весь процесс растянется на 3–6 лет». При этом эксперт ссылается на пример с Хорватией. Загребу на выполнение требований ПДЧ потребовалось именно 6 лет.