Активисты Московского бюро по правам человека, заинтересованные жизнью граждан Абхазии, недавно вернулось из рабочей поездки в регион. Об итогах визита в непризнанную республику правозащитники рассказали во вторник в ходе пресс-конференции в РИА «Новости».
Нестабильная ситуация в непризнанной республике привела к падению инвестиционной привлекательности региона и значительному оттоку туристов
Член Общественной палаты России, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, открывая мероприятие, обратил внимание журналистов на то, что Московское бюро по правам человека совместно с партнерскими организациями уже давно занимается анализом обстановки в непризнанных республиках. Правозащитники проводили мониторинг выборов президента Приднестровской Республики, совершали поездки на Северный Кавказ, в Ингушетию, Дагестан и Чечню.
Последнее обострение грузино-абхазского конфликта они также не обошли вниманием.
«Мы все помним события 1992/1993 года. И еще ранее – какое отношение вызывала Абхазия для советских людей, как многие там проводили свой отдых, встречая благодушный прием», – напомнил Брод.
Сегодня, когда ситуация в корне изменилась, Абхазии, считает руководитель МБПЧ, нужна помощь. В том числе и со стороны правозащитников. «Мы встречались с коллегами из Общественной палаты Абхазии, чтобы понять развитие гражданских институтов республики, средств массовой информации, судебной системы, развитие института уполномоченного по правам человека в Абхазии», – отметил Брод.
По его словам, правозащитники, проведя в республике несколько дней, проехали практически по всей территории Абхазии, а также «встретились с президентом, спикером, с представителями местных неправительственных организаций, бизнеса, экспертных сообществ, журналистами и рядовыми жителями».
«Первое внешнее впечатление тяжелое, – констатировал Брод. – Республика не оправилась после военных действий. Как показывают данные независимых экспертов, ущерб экономике, народному хозяйству республики составил 11 млрд долларов, свыше 3 тыс. человек погибло, десятки тысяч ранены в результате военных действий».
Он отметил, что абхазские города находятся в плачевном состоянии. «Зияют пустые оконные глазницы, следы от пуль, взрывов. Заброшены предприятия, и, безусловно, жизненный уровень граждан республики оставляет желать лучшего», – посетовал общественник.
А потому грузинским беженцам, покинувшим Абхазию во время грузино-абхазской войны 1992–1993 годов, пока некуда возвращаться. «Безусловно, люди должны возвратиться туда, где они жили до военных действий, но сейчас им вернуться некуда, потому что дома разрушены», – сказал Брод.
По его словам, в данный момент в Абхазии остро стоит проблема благоустройства, а в целом в регионе «выстраивается целая цепочка взаимосвязанных глобальных политических и экономических проблем».
Тем не менее в Абхазии уже на протяжении года работает Общественная палата в составе 35 членов и нескольких комиссий. Он заметил, что ОП Абхазии готова выстраивать информационные и дружественные связи с российскими общественниками. «Вы знаете, что в Общественной палате России есть межкомиссионная группа по международному сотрудничеству по развитию общественной дипломатии. И мы решили выстраивать информационный обмен, культурные связи, проводить учебно-методические семинары с коллегами из Абхазии».
К сожалению, заметил Брод, в республике еще слабо развиты многие неправительственные организации. Так, в Абхазии хромают правозащитные организации, службы по поддержке малого и среднего бизнеса.
«Наша задача – поддержать коллег, так как в Абхазии действительно живет большое количество русского населения, а подавляющее число населения имеет российские паспорта. Народ республики, переживший сложный период, нуждается в защите и поддержке конституционных, гуманитарных прав. Поэтому мы намерены выстроить дружеские, партнерские отношения с гражданскими институтами республики», – заявил член российской ОП.
Ознакомившись с конституцией Абхазии, правозащитники во главе с Бродом пришли к выводу, что основной закон республики вполне демократичный – в нем грамотно трактуются права и обязанности граждан Абхазии, роль СМИ, гражданских институтов и право народа на самоопределение.
Совершенствуется в непризнанной республике и судебная система. Так, по словам общественника, в Абхазии еще не было случаев закрытия республиканских газет и телеканалов. «Нам сказали, что в производстве находятся дела по коррупции некоторых муниципальных чиновников. Можно сказать, что работа судебной власти развивается, совершенствуется и служит интересам республики», – удовлетворительно подчеркнул Брод.
Однако проделанной работы, по его мнению, недостаточно. Он считает, что неправительственным организациям необходимо создать некую «рабочую группу, экспертный совет», который занимался бы анализом законодательной базы и конституционных норм Абхазии и Грузии. Результатом этой работы, по прикидкам Брода, станет заключение о грузинском и абхазском законодательстве и в целом о статусе Абхазии.
Увидев своими глазами трудности жителей Абхазии, правозащитники осознали, что для урегулирования грузино-абхазского конфликта необходимо ознакомиться и с грузинской стороной. Поэтому в скором времени российские борцы за права человека отправятся с рабочей поездкой в Тбилиси, чтобы встретиться с президентом Михаилом Саакашвили.
«Нам необходимо выслушать его позицию, глядя в глаза, услышать его оценку ситуации», – пояснил свои намерения Брод. По его мнению, и Грузии, и Абхазии необходимы отношения без конфликтов, терактов, огня и войны. И именно этому российские правозащитники намерены способствовать.
«Конечно, мы поддерживаем усилия Евросоюза, международного сообщества по урегулированию конфликта. Мы считаем, это очень важно, что собираются какие-то средства, готовятся инвестиционные проекты со стороны международного сообщества», – заметил он.
Однако в первую очередь, полагает Александр Брод, грузинской и абхазской стороне, а также мировому сообществу необходимо решить грузино-абхазский конфликт. «Он должен решаться первостепенно, а не в третью, как указано в плане, предложенном президенту Абхазии. Считаю, что республика заслуживает права на спокойную, мирную, полноценную жизнь», – подытожил Брод.
Его коллега исполнительный директор Московского бюро по правам человека Наталья Рыкова уверена, что республика развивается по демократическому пути, однако ситуация остается сложной и напряженной.
Тем не менее, заметила она, обстановка в Абхазии может обостриться еще больше, если грузинские политики и представители международного сообщества будут и дальше высказывать провокационные заявления. К таким заявлениям Рыкова относит требование госсекретаря США Кондолизы Райс заменить российских миротворцев в зоне конфликта на полицейские силы.
«По разным оценкам, в зоне конфликта погибло около 150 российских миротворцев. Это свидетельствует о том, что они не устраняются от конфликта, а активно принимают в нем участие. Не думаю, что их замена приведет к снятию напряженности. Может получиться даже наоборот» – таков прогноз Рыковой.
Она подчеркнула, что нестабильная ситуация в непризнанной республике привела к падению инвестиционной привлекательности региона и значительному оттоку туристов.
По ее мнению, виновниками этой негативной тенденции во многом являются средства массовой информации. «Они преувеличивают опасность в регионе», – уверена правозащитник.
Сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа доктор юридических наук Тарас Шамба напомнил, что Абхазия за все время своего существования была многонациональной страной.
«Перед войной, по данным переписи населения, в республике проживало 69 различных народов и национальностей. В V веке до нашей эры Геродот, посетив нынешний Сухум, сказал, что для ведения торговли нужно иметь переводчиков на 130 языках. Такая многонациональная Абхазия», – подчеркнул он, добавив, что на сегодняшний день на территории Абхазии существует 24 национально-культурных общины.
«Исторически, политически, культурно, экономически абхазское государство существовало с античных времен. Осуществлялись многообразные связи и контакты с кавказскими и ближними и дальними зарубежными странами. Абхазия была в эпицентре связей народов всего мира», – с гордостью заметил Шамба.
По его словам, республиканские ученые долго работали над тем, чтобы объективно доказать правовую основу абхазской государственности и суверенитета. Абхазия как государство состоялась. «Когда говорят, что это сепаратистский режим – это попытка показать, что еще это государство не дошло до уровня признания. Но объективно и субъективно факторы говорят о том, что государство есть», – пояснил Шамба.
По его мнению, при хорошем политическом подходе со стороны Грузии «можно было бы найти неплохое решение, при котором и Грузия, и Абхазия могли бы войти в состав Европы как субъекты международного права». «Но для этого надо поработать. Надо быть объективным и не играть на кого-то, не поддакивать кому-то, а защищать свои объективные национальные интересы», – заметил он.