Президент Михаил Саакашвили, приняв военный парад с участием 2600 солдат, удалился в неизвестном направлении в компании с другом – польским президентом Лехом Качиньским.
По словам Гачечиладзе, «Саакашвили выполняет заказы США», а грузины хотят свое, грузинское государство
После этого полиция сняла преграды и открыла доступ на проспект Руставели всем желающим.
Колонна оппозиционеров двинулась на проспект со стороны Дворца спорта. Чтобы добраться до центра, необходимо минут 20, но колонна растянулась на километры.
Под палящим солнцем на проспекте стоят тысячи недовольных. Оппозиция, возможно, сама не ожидала, что соберет так много сторонников. Как бы там ни было, осветить акцию в полной мере пытается только небольшая телекомпания «Кавкасия».
Чего именно добивается оппозиция, ее лидеры прояснили в своих интервью еще до начала шествия.
«Мы не дадим возможности президенту Михаилу Саакашвили и правящему Единому национальному движению легитимизировать итоги выборов», – заявил газете ВЗГЛЯД один из лидеров Объединенной оппозиции Каха Кукава.
«Если кто-то окажет нам сопротивление, пусть винит самого себя», – отрезал он.
По итогам парламентских выборов, по данным ЦИКа, националы получили 120 мандатов из 150 возможных. Оппозиция говорит о тотальной фальсификации.
Лидер оппозиции Леван Гачечиладзе по этому поводу заявил следующее: «Диссидентское движение никогда не прекратится. Если бы в Грузии были проведены свободные выборы, то мы сменили бы власть, и этим, в свою очередь, изменили бы не только ситуацию в Грузии, но геополитическое положение на всем постсоветском пространстве. Мы не разойдемся и постараемся добиться того, чего заслуживает грузинский народ».
По словам Гачечиладзе, «Саакашвили выполняет заказы США», а грузины хотят свое, грузинское государство и предпочли бы дружить равноправно со всеми. Включая Россию.
Эксперты называют несколько путей выхода из кризиса. Включая еще одни внеочередные выборы. «Внеочередные выборы в парламент необходимо провести для того, чтобы преодолеть кризис», – заявил журналистам в понедельник один из ведущих грузинских правоведов Вахтанг Хмаладзе. Кроме того, он предположил, что правящее Единое национальное движение уже вскоре вернется к политике «оскорблений общественности и незаконных действий».
«Это вызовет активизацию протестного электората, его рост», – добавил он, подчеркнув, что с юридической точки зрения новому парламенту ничто не мешает начать работу, хотя оппозиция и отказывается от своих мандатов.
«Но вот с политической точки зрения легитимность такого однопартийного парламента обязательно встанет под вопрос», – подытожил Хмаладзе. Оппозиция с экспертом согласна и также требует новых выборов.
Примечательно, что сегодня в Тбилиси нет пока еще второго в Грузии чиновника – спикера Нино Бурджанадзе. Она, напомним, отказалась баллотироваться в новый состав парламента вместе с правящей партией, а 26 мая отбыла с визитами в Германию и Австрию.
Многим это напоминает демарш. А тбилисская газета «Ахали таоба» («Новое поколение») вообще утверждает, что Нино Бурджанадзе может войти в оппозиционную Республиканскую партию и, в случае проведения еще одних досрочных выборов в парламент, принять в них участие.
«Об альянсе между Бурджанадзе и республиканцами говорят уже давно», – констатирует «Ахали таоба».
Сейчас Грузия расколота, и это чревато непредсказуемыми последствиями. Всего 11% из 406 опрошенных газетой «Квирис палитра» («Палитра недели») респондентов позитивно оценивают деятельность Михаила Саакашвили. 31,2% оценивают больше позитивно, чем негативно. 27,8% больше негативно, чем позитивно. 19,3% – крайне негативно.
«Пора положить конец режиму Саакашвили!» – кричит на митинге главный лейборист Шалва Нателашвили. Проспект Руставели ждет выступлений других лидеров оппозиции. Они объявят о дальнейших действиях.