В американской гонке за президентский пост появляется новый игрок.
Шансы Боба Барра стать следующим президентом Соединенных Штатов ничтожно малы, но его участие может повлиять на расклад голосов
О намерении бороться на равных с тремя главными претендентами на Белый дом заявил бывший конгрессмен-республиканец, экс-сотрудник ЦРУ и бывший федеральный прокурор Боб Барр.
Как уточняет Associated Press, он выдвигается от Либертарианской партии. В конце мая Барр должен стать единым кандидатом от своей партии. После чего политик официально вступит в президентскую гонку.
В ходе каждой избирательной кампании центральные американские СМИ практически не придают значения второстепенным участникам сражения, хотя в выборах всегда участвуют независимые кандидаты и выдвиженцы от других партий. Впрочем, обычно они добиваются весьма незначительного результата.
Например, на президентских выборах 2004 года кандидат Либертарианской партии Майкл Бэднарик получил меньше 1% голосов. И это участь всех мелких партий. Занимающие третье и четвертое места после демократов и республиканцев, они традиционно получают очень незначительное число голосов (2–4% в среднем). За всю историю США только однажды – в 1912 году – так называемая третья партия одержала верх над Республиканской, исключив ее ненадолго из числа системообразующих.
Таким образом, шансы Боба Барра - как и всех остальных кандидатов от мелких партий - стать следующим президентом Соединенных Штатов ничтожно малы, однако их участие может повлиять на расклад в пользу одного из кандидатов. В частности, участие Барра на руку демократам, так как он, по мнению американских политологов, отберет голоса у Джона Маккейна.
Свой авторитет Боб Барр заработал во время работы в палате представителей конгресса США с 1995 под 2003 год. Он яростно критиковал инициативы тогдашнего хозяина Белого Дома Билла Клинтона. Больше всего президенту досталось от республиканца за эпизод с Моникой Левински. В марте 1997 года Бар отправил в юридический комитет палаты представителей запрос о рассмотрении возможности импичмента в отношении господина Клинтона с целью покончить с «угрожающей практикой политических злоупотреблений» администрации.
На пресс-конференции в Вашингтоне господин Барр заявил, что в случае победы он выведет американские войска из Ирака и сократит число американских военных баз. Также он обещает провести чистку бюрократического аппарата и ограничить права чиновников.
Еще до начала праймериз некоторые члены Республиканской партии просили Барра официально начать избирательную кампанию как одного из членов партии. Однако он отказался и нанял команду пиарщиков, которые в 92-м году работали на независимого кандидата Росса Перро.
Впрочем, у демократов тоже не всё складывается гладко. Еще в феврале этого года о вступлении в президентскую гонку в качестве независимого кандидата заявил политический активист Ральф Нейдер.
Эксперты не склонны рассматривать его шансы всерьез, но решение Нейдера усложняет положение Хиллари Клинтон и Барака Обамы в случае выхода кого-то из них в финальное сражение. В частности, грозит повториться ситуация 2000 года, когда из-за участия Нейдера в гонке соперник нынешнего президента США Джорджа Буша Альберт Гор потерял часть голосов избирателей.
На выборах 2000 года Нейдер набрал в общей сложности 2,8 млн голосов, или около 2% от общей численности американского электората, «забрав» их у Гора. В ключевом штате Флорида, в котором в 2000 году фактически решилась судьба президентства, Нейдер набрал 97 тыс. голосов, тогда как судьбу президентского кресла решил перевес всего в 537 голосов в пользу Буша.
Тем временем, сенаторы-демократы Барак Обама и Хиллари Клинтон до сих пор продолжают сражаться друг с другом за право получить номинацию от своей партии. Внутрипартийные выборы – праймериз – должны закончиться 3 июня, однако, возможно, один из кандидатов добровольно или под давлением выйдет из гонки, чтобы прекратить внутреннюю борьбу и сосредоточиться на сражении с республиканцем Джоном Маккейном.
Впрочем, давно заручившийся необходимым числом выборщиков Маккейн официально станет кандидатом в президенты лишь в начале осени, после итогового съезда Республиканской партии.