Съезд партии «Справедливая Россия», который пройдет в пятницу, явно не будет слетом победителей. Об этом свидетельствуют, в частности, два «подарка», которые эсеры получили в четверг.
Что делать незадачливым новым эсерам? Да ничего не делать. Скоро все кончится само собой
Первый из них преподнес председатель Государственной думы Ставропольского края Дмитрий Еделев. На сессии краевого парламента он объявил, что 8 депутатов из фракции «Справедливая Россия» перешли во фракцию «Единая Россия». Таким образом, в эсеровской фракции осталось 14 депутатов, а во фракции ЕР теперь 21 депутат (из 49).
Ставропольский край был единственным регионом России, где «Справедливая Россия» победила на выборах в краевую легислатуру. Дело было в марте 2007 года, и после этого ставропольским эсерам пришлось несладко. Их лидер – мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин – оказался под следствием и в настоящее время находится в розыске. Председателем думы был избран кандидат от «Единой России». А теперь и относительное большинство в парламенте перешло к единороссам.
Второй подарок «актуальным левым» сделали коммунисты. Накануне декабрьских выборов в Госдуму Сергей Миронов неоднократно заявлял о намерении объединить под своим крылом все левые силы, включая КПРФ. Даже резкий отказ коммунистов от сотрудничества не смутил спикера: он говорил, что в новой Думе сотрудничество левых наладится в любом случае.
Однако в последний четверг перед съездом ему пришлось признать, что комбинация не выстроится. Рассказывая журналистам о готовящихся изменениях в уставе партии, Миронов сообщил: СР будет объединяться с левыми партиями, но не с КПРФ, поскольку от «верований и учений» коммунистов «пахнет нафталином».
Миронов фактически отвечал лидеру КПРФ Геннадию Зюганову, который в сегодняшнем номере «Независимой газеты» заявил, что не считает целесообразным объединение КПРФ и СР в одну политическую силу и не видит в эсерах оппозицию.
А в интервью РИА «Новости» Зюганов был еще более категоричен. «Миронов – не оппозиция, Миронов – представитель верховной власти. Миронов создал муляж, который тремя руками проголосовал за все, что принято «Единой Россией», – припечатал главный коммунист, добавив, что если и объединяться с кем-либо, то во имя единых идей. В идейности же он мироновцам отказывает, невзирая на их «социализм 3.0».
Как видим, накануне своего съезда эсеровская партия чувствует себя не лучшим образом. Об этом свидетельствует и прошедшая в среду пресс-конференция Миронова и руководителей фракции СР в Госдуме Николая Левичева и Александра Бабакова. На ней, в частности, выяснилось, что партия не будет переименована и слова «Родина. Пенсионеры. Жизнь» останутся в ее официальном титле. К тому же, вожди пообещали чистку рядов, что вряд ли говорит об их уверенности в стойкости партийных членов.
В политических кулуарах тут же заговорили об обострившихся противоречиях между Мироновым и его правой рукой Левичевым, с одной стороны, и бывшими руководителями бывших партий, слившихся с мироновской Партией Жизни в составе СР – с другой. Экс-родинец Александр Бабаков и экс-«пенсионер» Игорь Зотов явно недовольны тем, как с ними обходятся в объединенной партии, и считают несправедливой свою судьбу в «Справедливой России».
«Справедливую Россию» создавали для замирения левого фланга. По идее новая левая партия должна была заменить КПРФ в качестве центра притяжения левых сил, сохраняя при этом лояльность правящему режиму. И технологически все было придумано, казалось бы, верно.
Партию создали путем соединения отчетливой левой Партии пенсионеров, довольно популярной «Родины» и статусной Партии Жизни. Во главе стал третий (по крайней мере, формально) человек в государстве. Президент Путин популярно объяснил, какое место новая партия должна занять в политическом спектре…
Но проект как-то сразу не очень задался. Во-первых, между партиями-соучредителями сразу начались трения, которые продолжаются по сей день. Их исток – в реальном неравноправии «концессионеров»: мироновская Партия Жизни, хотя и была самой электорально слабой, сразу стала отодвигать партнеров на задний план.
Во-вторых, партию с первых шагов стали воспринимать как затею несерьезную. Тут ей пришлось расплачиваться за репутацию свого лидера. Сергей Михайлович Миронов, едва заняв пост спикера Совфеда, быстро приобрел реноме человека экстравагантного и легковесного. И никакие усилия по приданию ему респектабельности не увенчались успехом. А уж с момента создания Партии Жизни с ее выхухолями любое мироновское предприятие неизбежно приобретало цирковой характер.
В-третьих, СР, стараясь собрать в своих рядах как можно больше полезных персонажей, явно перестаралась. В ее партийном списке, предложенном вниманию российских избирателей осенью 2007 года, оказались не только родинцы, «пенсионеры» и жизненцы, но также выходцы из КПРФ и «Единой России», «Яблока» и ЛДПР, СПС и мелких левых организаций… Такая амальгама никак не могла быть устойчивой.
В-четвертых, эсеры никак не могли определиться со своей электоральной стратегией. Они то начинали громко, с барабанным боем и широковещательными декларациями массированные агитационные кампании – то спешно сдавали назад. То клялись в верности Владимиру Путину – то начинали атаковать «Единую Россию», список которой Путин возглавлял.
Такие эпизоды, как объявление «путинского призыва» в партию или включение в первую тройку контркультурного писателя Сергея Шаргунова (а затем его исключение из списка), скандалы с Евгением Ройзманом или Александром Лебедевым, могли уронить репутацию любой партии. А уж в случае с СР стали просто убийственными.
Тем не менее семипроцентный барьер партия спикера со скрипом, но преодолела. Но вот следующая задача – консолидация вокруг себя левых сил – ей оказалась не по зубам.
Социологи свидетельствуют, что из четырех парламентских партий только у одной рейтинг популярности неуклонно снижается – у «Справедливой России». А вот у КПРФ, которую эсерам надо было затмить, он растет.
И что же теперь делать партии, чей лидер вызывает к себе исключительно юмористическое отношение, чью идеологию никто не может уразуметь, чья неизменная политическая позиция – «враскорячку»?.. Что делать незадачливым новым эсерам? Да ничего не делать. Скоро все кончится само собой.
Писатель Михаил Успенский в одной из своих книг написал: «В старину люди не говорили «он умер», они говорили «он узнал тайну жизни». Так что, видимо, не зря Сергей Миронов назвал организацию, ставшую опорной конструкцией для «Справедливой России», Партией Жизни…