В середине марта Торгово-промышленная палата России, собрав за круглым столом экспертов разного толка, пыталась выяснить, что же мешает российскому бизнесу развиваться за рубежом и как правильно российским компаниям захватывать рынок за пределами страны.
Когда мы видим, что Владимир Путин заявляет что-то жесткое, он делает это достаточно аргументированно, корректно и по делу
Впрочем, как уже писала газета ВЗГЛЯД, в ходе двухчасовой беседы эксперты ответов на поставленные вопросы найти не смогли, как ни старались. И это невзирая на то, что еще в конце января Министерством экономического развития и торговли была разработана концепция продвижения российских компаний за рубежом.
Не прошло и месяца, как за укрепление позиций российского бизнеса за рубежом взялись заново. Во вторник в столичном Александр-хаусе между Российским центром международного научного и культурного сотрудничества (Росзарубежцентр) при Министерстве иностранных дел РФ и коммуникационной группой АГТ было подписано соглашение, призванное помогать отечественным компаниям мужать и крепнуть за кордоном.
Правда, волнительного момента журналистам пришлось подождать пару десятков минут. Архитектурное сооружение Александр-хауса, столь уютное и комфортное внутри, оказалось неудобным снаружи: гости пресс-конференции долго не могли припарковаться и приступить к важному для всей страны и российского бизнеса делу.
Руководитель Росзарубежцентра Элеонора Митрофанова, открывая мероприятие, особо подчеркнула, что сегодняшний день стал особенным и знаменательным. Статус исключительности вторнику был присвоен именно благодаря подписанию вышеназванного соглашения.
Митрофанова, прежде чем пояснить суть сотрудничества между Росзарубежцентром и группой АГТ, поведала о том, что возглавляемая ею структура является старейшей в России организацией по продвижению отечественной науки, культуры, образования и делового сотрудничества в зарубежных странах.
По словам руководителя ведомства при российском МИД, на сегодняшний день в 69 странах мира работают 75 представительств Росзарубежцентра, включая 50 российских центров науки и культуры.
Элеонора Митрофанова кратко, но убедительно дала понять, что Росзарубежцентр на месте не сидит, а активно работает круглый год. Так, например, в прошлом году под эгидой структуры Митрофановой за кордоном состоялось множество выставок, посвященных нанотехнологиям, современным технологиям на железной дороге, лазерно-оптическим и биотехнологиям.
Митрофанова выразила непоколебимую надежду на то, что сотрудничество с компанией АГТ будет весьма плодотворным. «Особенно это важно для имиджа России. Имидж нашего бизнеса где-то хороший, где-то не очень, но в среднем лучше, чем имидж государства», – заключила она.
Как оказалось, с такой позицией госпожи Митрофановой солидарен председатель совета директоров коммуникационной группы АГТ Вячеслав Лащевский. Подчеркнув, что соглашение между двумя организациями было разработано в тесном сотрудничестве и за достаточно короткий период времени, он перешел к рассказу о том, как формируется российский бизнес за рубежом. А заодно попытался растолковать, как имидж отечественных компаний соотносится с имиджем России в целом.
Лащевский, опираясь на данные социологического опроса о репутации российского бизнеса за рубежом и на результаты ежегодного международного социологического исследования по оценке популярности стран, внушил российским компаниям не только уверенность в собственных силах, но и заставил задуматься о качестве работы.
Как выяснилось, российский бизнес может немного порадоваться. Согласно полученным данным, налицо позитивная динамика отношения к России со стороны иностранцев. «Очень важно, что отношение к российскому бизнесу лучше, чем к стране в целом, – повторил он тезис Митрофановой, констатировав: – Таким образом, российский бизнес может помочь укреплению репутации страны».
По словам Лащевского, отечественные компании находятся на новом этапе своего развития: интерес к нашему бизнесу со стороны Запада достаточно высок. «К общему удовлетворению, российский бизнес идет на Запад не только за инвестициями, но и пытается участвовать в приобретении серьезных экономических объектов», – оптимистично заявил Лащевский.
Вместе с тем отечественные компании, выйдя на внешний рынок, сталкиваются с массой проблем. В первую очередь сложность заключается в том, что нашим бизнес-структурам трудно конкурировать с иноземными компаниями. Все потому, пояснил Лащевский, что «российский бизнес за границей не очень ждут».
К примеру, одна из крупнейших российских нефтяных корпораций, «тяжело и шумно входившая на американский рынок», не так давно заявила о продаже сети своих автозаправок в США. Оказалось, что против отечественной компании поработали зарубежные СМИ, распространив следующую информацию: якобы «шальные русские деньги» могут погубить европейскую промышленность. «Нагнетание нездоровых страстей в отношении российского бизнеса и привело к разрывам массы сделок», – сокрушительно посетовал Лащевский.
Тем не менее осмелевший российский бизнес терпит крах не только по причине необъективности и происков зарубежных бизнесменов. Не секрет, что наши компании недостаточно владеют законодательством той страны, рынок которой мечтают завоевать. Мешает, безусловно, и незнание специфики национального характера, культурных и национальных особенностей чужих стран.
Кроме того, значительной помехой для российских компаний иногда становятся зарубежные консультанты: наши бизнесмены порой настолько зависимы от их мнения, что забывают о своем собственном опыте и практике работы.
Иными словами, российским компаниям для масштабного захвата зарубежного рынка нужно измениться. В интервью корреспонденту газеты ВЗГЛЯД Вячеслав Лащевский констатировал, что отечественным бизнесменам нужно более корректно относиться к своим партнерам. «Надо менять свое отношение. Но на это нужно время. Бизнес, работавший ранее в достаточно жестких условиях, не может быть культурным и цивилизованным, только-только выходя на западные рынки», – заметил он.
Обрисовав достижения и проблемы отечественных компаний, руководитель АГТ заверил, что сотрудничество его группы и Росзарубежцентра, несомненно, даст позитивные результаты. «Мы предлагаем строить деятельность на основе кадрового потенциала Росзарубежцентра, знающего законодательство стран мира. Это позволит избежать возможных рисков и ошибок», – убедил он.
Группа АТГ, в свою очередь, «обладает широким знанием коммуникационных технологий, российского бизнеса, пониманием его интересов и умеет говорить с ним на профессиональном языке». У нее есть все ресурсные возможности для того, чтобы продвигать российские компании за рубеж в правильном направлении. А объединение двух структур позволит «успешно выполнить поставленные задачи» – создать благоприятный имидж государства и бизнеса за рубежом.
А вот различные комиссии «в помощь бизнесу» российским компаниям не помогут. «Я считаю, это немного несерьезно. Такое мнение от лукавого», – заметил Лащевский в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД. По его мнению, подъем бизнес-структуры зависит напрямую от образования, компетентности самого бизнесмена. «Здесь важно, насколько он умеет видеть долгосрочные и краткосрочные перспективы», – пояснил он.
Вместе с тем бизнесу нужно помогать: «государство должно вносить свою лепту». К слову сказать, российское государство готово помогать отечественным компаниям.
«На это есть политическая воля. Когда мы видим, что Владимир Путин заявляет что-то жесткое, он делает это достаточно аргументированно, корректно и по делу. Так что в интересах бизнеса начать изменяться», – заключил Лащевский.
После многочисленных, но во многом повторяющих друг друга вопросов журналистов представители Росзарубежцентра и коммуникационной группы АГТ перешли к самому ответственному и торжественному моменту. Под аплодисменты и частые вспышки фотокамер Элеонора Митрофанова и Вячеслав Лащевский подписали соглашение о сотрудничестве.
После чего в предвкушении эффективной работы и грядущих успехов российского бизнеса за кордоном виновники торжества приступили к самому приятному отделению вторничного мероприятия – к фуршету. Чем, кстати сказать, и отблагодарили журналистов за учтивое ожидание начала мероприятия.
Однако в большей степени организаторы пресс-конференции оказались удивлены, обрадованы и обескуражены тем, что мероприятие пользовалось огромным интересом у представителей СМИ. И это несмотря на ажиотаж вокруг съезда «Единой России». Оказывается, успехи России интересуют не только чиновников и бизнесменов.