История законопроекта, который завтра будет приниматься в парламенте во втором чтении, началась год назад. 21 марта 2007 года Конституционный суд России постановил, что запрет на вынесение на референдум вопросов о принятии и изменении федерального бюджета вытекает непосредственно из положений основного закона РФ.
Как можно выносить на референдум, к примеру, военную доктрину государства? Или вопрос о введении ЧП во время стихийных бедствий?
Исходя из такого понимания, группа депутатов прошлого созыва подготовила проект закона, запрещающего выносить на федеральные референдумы вопросы, которые противоречат конституции и относятся к исключительной компетенции государственных органов власти.
«Решение Конституционного суда обязывает нас, законодателей, в определенный срок привести закон в соответствие с этим решением», – разъясняет один из авторов проекта депутат Госдумы и член генсовета «Единой России» Владимир Груздев. К тому же в действующем законе «О референдуме», считают единороссы, остаются «серые зоны». Внесенный депутатами от ЕР проект 11 октября 2007 года принят в первом чтении.
Говоря о смысле данного закона, председатель партии «Единая Россия» и спикер Госдумы Борис Грызлов пояснил, что теперь на референдум не может быть вынесен вопрос типа «нужно всем в один день повысить зарплату». А это, как полагает спикер, будет препятствовать политическим силам, которые хотят дестабилизировать ситуацию в стране.
Новый закон запрещает выносить на референдум вопросы, касающиеся федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансовой, валютной, кредитной и таможенной политики, денежной эмиссии. Нельзя решать путем всенародного голосования вопросы ратификации и денонсации международных договоров России, статуса и защиты государственной границы, войны и мира.
Борис Грызлов также рассказал о механизме действия закона. По его словам, если Центризбирком обнаружит, что вопросы, предлагающиеся на референдум, противоречат закону, он обжалует его проведение в Верховном суде, а окончательный вердикт выносит Конституционный суд.
Единороссы считают, что таким образом защищается стабильность конституционного строя. Депутат Владимир Груздев так объясняет необходимость принятия закона: «У нас есть принцип разделения властей, который четко прописан в конституции, и прописаны полномочия властей, например правительство готовит проект бюджета, а Госдума его рассматривает». А вынесение таких, требующих специального изучения вопросов на референдум есть голый популизм.
Груздев напоминает о 90-х годах, когда принималось много необеспеченных законов, в результате чего многие граждане России «до сих пор отрицательно относятся к парламенту». Самым ярким примером такой практики Груздев назвал закон «О ветеранах», в котором много обещано, но нет реальных средств для выполнения таких обещаний.
Депутат называет референдум одним из основных инструментов прямого волеизъявления народа, а потому считает недопустимым его использование в конъюнктурных целях отдельными политическим группами. И прямо указывает на то, какие группы склонны к таким действиям.
«Многие левые партии использовали право народа на референдум в своих политических целях, – отметил Груздев, и резюмировал: – Не должен никто подменять право общества на проведение референдума, никакие левые политические партии монополизировать себе это право не могут и не должны».
Законопроект и предложен, чтобы защитить общество от партийного эгоизма. «Не нужно забывать, что по конституции референдум – это право народа. Не отдельно взятого индивидуума или не политической партии, а именно народа», – убежден единоросс.
Ко второму чтению законопроект значительно изменился по сравнению с первоначальной редакцией. В нем более четко изложен перечень тем, по которым не могут проводиться референдумы (в частности, добавлены налоговые и таможенные сборы), а также права и обязанности органов власти.
Авторы законопроекта считают, что поскольку у нас есть конституция, принятая всенародным голосованием, то установленные ей положения и принципы в повторном вынесении на референдум не нуждаются. Нет смысла и в проведении референдумов по вопросам, решение которых конституция закрепляет за определенными органами власти.
«Как можно выносить на референдум, к примеру, военную доктрину государства? Ее утверждает президент, а президент выбран народом. Или выносить на голосование вопрос о введении ЧП во время стихийных бедствий?» – приводит в пример такого рода вопрос Владимир Груздев.
«Высшая форма народовластия», каковой Груздев и его единомышленники считают референдум, по их мнению, «не должна вообще использоваться в политической игре». «Референдум должен стать институтом, помогающим принимать действительно важные, судьбоносные для страны решения», – считает депутат.