«Это гигантская сделка. Крупнейшая, которую когда-либо заключали российские и китайские нефтяные фирмы, – приводит Reuters слова неназванного эксперта. – Этот договор позволит российским фирмам «Роснефть» и «Транснефть», обремененным долгами, покрыть свои финансовые потребности».
«Встреча Путина и Вэнь Цзябао была больше чем рутинной демонстрацией добрососедства, – продолжает Deutsche Welle*. – Кроме проектов в экономической сфере Россия и Китай намерены расширять гуманитарное сотрудничество, планируют взаимодействовать в области туризма и образования – в том числе в рамках Года России в Пекине в 2009-м и Года Китая в Москве в 2010-м. Заявления о стратегическом партнерстве благодаря визиту Вэнь Цзябао в российскую столицу приобрели конкретные формы».
А вот Frankfurter Allgemeine Zeitung советует не спешить с выводами. «Китай этим летом организовал гламурные Олимпийские игры, Россия на свой, особый лад показала Грузии, в чьих руках молот, – размышляет обозреватель немецкого издания. – Но однозначно антизападной оси во всех политических сферах они не образуют, даже если в Совете Безопасности ООН выступают против европейских и американских желаний, как это было в вопросе об Иране».
«Словом, не стоит впадать в панику, если Москва и Пекин договариваются о совместных проектах, как это было во время визита Вэнь Цзябао. Российско-китайские атомные проекты дают меньше поводов для беспокойства, чем сотрудничество с исламскими режимами в этой сфере или запуск китайских электростанций, работающих на угольном топливе. Европейским опасениям, что Россия переведет свои нефтяные и газовые поставки в Китай, также не хватает оснований», – резюмирует он.
«Торговля между Китаем и Россией достигла рекордного уровня, но эти страны все еще остаются конкурентами, – пишет в среду Süddeutsche Zeitung. – Да, отношения Москвы и Пекина в последние годы улучшились, но на них все еще сказываются недоверие и дух соперничества. С одной стороны, несколько недель тому назад был решен многолетний спор о границах. С другой, дипломатическое признание независимости Южной Осетии и Абхазии со стороны России вызвало критику в Китае, обремененном собственными сепаратистскими проблемами».
«Несмотря на сдержанную позицию Пекина в «грузинском вопросе», отношения между Россией и Китаем заметно улучшились, – пишет Handelsblatt. – Однако Пекин, как утверждают политические наблюдатели в китайской столице, не столько следует стратегии формирования политического блока, сколько заинтересован в безопасности сырьевых потоков».
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента