Две главные башни польской власти вновь объявили друг другу дипломатическую войну.
Разговоры о переходе на евро лишь способ отвлечь внимание общества от более насущных проблем
Последний громкий скандал с участием первых лиц государства разгорелся всего две недели назад, когда, несмотря на предпринятые Дональдом Туском усилия, Лех Качиньский все-таки заявился в Брюссель на саммит Евросоюза.
И хотя позднее премьер извинился за то, что отобрал у президента самолет, раскаяние не помешало ему обратиться в Конституционный суд Польши с просьбой разъяснить, кто же из них двоих должен представлять страну на саммитах.
Между тем одержанная над главой правительства промежуточная победа не на шутку вдохновила главу государства, срочно засобиравшегося в новую поездку. На этот раз на неформальную встречу лидеров Евросоюза, посвященную обсуждению мирового финансового кризиса. «Лучше всего, если я поеду вместе с премьером», – решил Качиньский.
Реакция Туска, ранее заявлявшего, что прежняя деятельность «пана президента», мягко говоря, не указывает на глубину его экономических познаний, была предсказуемой.
«Если президент будет настаивать, премьер не поедет. Пусть президент отстаивает польскую позицию относительно финансового кризиса самостоятельно», – обрисовал позицию действующего премьера представитель партии Туска «Гражданская платформа».
Данная заочная перепалка произошла еще накануне, а во вторник страсти накалились уже до предела. Ожидалось, что правительство одобрит в этот день «дорожную карту» по присоединению Польши к зоне евро к началу 2012 года.
Однако по итогам консультаций между Туском и Качиньским выяснилось, что последний, а равно и его брат-близнец, возглавляющий ныне парламентскую оппозицию, не собираются одобрять план по замене злотых на евровалюту.
«Партия «Право и справедливость» и ее лидер Качиньский не заинтересованы в поддержке правительства сегодня в намерении присоединиться к еврозоне в конце 2011 года», – заявил он.
Брат президента и экс-премьер Ярослав Качиньский при этом особо подчеркнул, что его партия будет настаивать на проведении всенародного референдума по данному вопросу и лишь после этого, может быть, изменит свою позицию.
Ранее идею с национальным плебисцитом неоднократно высказывал и сам президент. А месяц назад пан Качиньский и вовсе заявил, что названные правительством сроки «нереалистичны», а все разговоры о переходе на евро лишь являются способом «отвлечь внимание общества от более насущных проблем».
«Удивительно, что эта дата вообще обсуждается. Принятие евро к этому времени будет способствовать увеличению бедности в Польше», – пригрозил он. Именно поэтому, считают Качиньские, население вправе само решать, нужна ли стране новая валюта.
Действительно, если верить опросам, половина поляков не в восторге от идеи отказа от национальной валюты.
Другое дело, что в свое время мнение населения не помешало польским властям согласиться на размещение на территории государства элементов американской системы ПРО. Как известно, более половины поляков выступали против такого решения и требовали проведения референдума. Однако Качиньские посчитали, что проект является «государственной тайной», а значит, его детали не могут быть обнародованы.