В Эквадоре вступает в силу новая конституция, ставшая одним из главных политических козырей избранного в 2006 году президента Рафаэля Корреа.
Еще во время своей избирательной кампании будущий глава государства, вопреки позиции действовавшего конгресса, предлагал созвать конституционное собрание для разработки нового основного закона страны.
В апреле 2007 года Корреа провел первый референдум по созыву конституционного совещания, за которое проголосовало 80% избирателей и которое приступило к работе над главным законом страны в сентябре прошлого года, одновременно взяв на себя функции нового парламента.
В июле этого года конституция, состоящая из 494 статей, увидела свет и была одобрена месяц назад на всенародном референдуме 64% жителей страны.
Основной закон государства подразумевает введение бесплатной медицины и образования, а также значительно расширяет права президента, который отныне может распускать конгресс, назначать досрочные выборы и определять кредитно-денежную политику государства. В свою очередь правительство получает больший контроль над экономикой страны и наделяется правом распоряжаться ее природными богатствами.
В связи с этим Корреа уже пригрозил заняться национализацией нефтяных компаний, в частности пообещав бразильской добывающей корпорации Petrobras и испанской Repsol выдворить их из страны, если они допустят сокращение объемов добычи нефти.
Кроме того, президент уже изменил принципы налогообложения нефтяных компаний, с тем чтобы в государственный бюджет поступало как можно больше доходов.
Ранее президент изгнал из страны представителей Всемирного банка и МВФ, обвинив их во вмешательстве во внутренние дела и насаждении неправильной экономической политики.
В конституции также записано, что Эквадор является миролюбивой страной, на территории которой запрещено размещение военных иностранных баз. Этой статьей в первую очередь сделан непрозрачный намек в адрес США, военная база которых уже сворачивается в Эквадоре.
Между тем данное положение не помешало Корреа сделать заманчивое предложение России, пригласив корабли ее Северного флота начать патрулирование у берегов Южной Америки.
«Почему 4-й флот США может патрулировать берега Латинской Америки, а российский флот не может? Разве мы живем при холодной войне? Добро пожаловать, мы встретим в наших портах корабли стран, которые хотят с нами сотрудничать», – заявил он сразу после обнародования итогов сентябрьского референдума.
Мысль президента ранее расширил министр обороны Эквадора Хавьер Понсе, заявив, что всей Латинской Америке пора избавляться от американских военных баз.
«Соединенным Штатам следует больше доверять способности стран Латинской Америки бороться с производством и распространением наркотиков. Размещение военных баз на территории региона не является необходимым», – заявлял он.