Во вторник в Берлине на уровне министров иностранных дел прошли переговоры международных посредников – пяти постоянных членов Совбеза ООН (Россия, США, Китай, Великобритания и Франция) и Германии по иранской ядерной программе. В итоге появился новый проект резолюции Совбеза ООН по Ирану.
С резкими заявлениями выступил генсек ООН Пан Ги Мун, который заявил, что введение новых санкций связано с неподчинением Ирана
Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер пояснил, что главные опасения того, что у Тегерана может быть ядерное оружие, связаны с «последствиями для Ближнего Востока».
Однако международные посредники в этот раз пошли Ирану навстречу и ждут ответных действий, прежде всего активного сотрудничества Ирана с МАГАТЭ и СБ ООН. Если это произойдет, то в таком случае Исламская Республика обретет «то доверие, которое она потеряла».
Ирану грозили суровые санкции со стороны ООН. В начале декабря прошлого года в Брюсселе на заседании министров стран Евросоюза и НАТО было решено не менять позицию по Ирану.
С резкими заявлениями выступил генсек ООН Пан Ги Мун, который заявил, что введение новых санкций связано с неподчинением Ирана предыдущим резолюциям Совбеза ООН. Позиции НАТО и ЕС не смягчил сенсационный доклад американской разведки. В нем утверждается, что Иран отказался от разработки ядерной бомбы в 2003 году.
Однако на совещании в Брюсселе благодаря твердой позиции России проект резолюции стал не таким жестким, каким мог бы быть.
По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, в принятом документе учитывается и приветствуется прогресс в работе с МАГАТЭ по выяснению всех аспектов иранской ядерной программы.
«В ней (в резолюции) не просто учитывается, а приветствуется прогресс, который достигнут в работе МАГАТЭ по прояснению остающихся с прошлых лет вопросов по иранской ядерной программе, выражается поддержка продолжению усилий МАГАТЭ по закрытию вопросов, которые пока еще не прояснены», – цитирует Лаврова РИА «Новости».
Глава российского МИДа рассказал, что над проектом резолюции работали в течение полугода. Документ готовился исходя из того, что любые действия в Совбезе ООН должны направляться на поддержку МАГАТЭ. Это делалось с целью окончательно убедиться в отсутствии военной составляющей в ядерной программе Тегерана.
Благодаря России сейчас идет отправка отечественного ядерного топлива для первой иранской АЭС в Бушере. Тегеран получил пять партий. Оставшиеся три партии Иран получит до конца февраля.
В США встречу «шестерки» назвали усилением изоляции Ирана и провалом попыток Тегерана расколоть переговорщиков. Об этом заявил в Вашингтоне заместитель официального представителя Госдепа США Гонзало Галлегос. «Они (иранцы) стали еще более изолированными, и это показывает, что им не удалось расколоть нас», – заявил Галлегос.
Сергей Лавров считает, что «шестерка» договорилась, так как в проекте резолюции учтены все моменты ситуации. «Разумеется, резолюция с учетом всех аспектов ситуации – это компромисс, она все эти три основополагающих положения, лежащих в основе «шестерки», отражает», – сказал Лавров.
По инициативе «шестерки» Совбез ООН за последние два года принял две резолюции по Ирану – 1737 и 1747. Они предусматривают санкции в отношении Ирана в связи с его отказом ввести мораторий на обогащение урана и прекратить работу над своей ракетной программой.
Одновременно «шестерка» предложила Тегерану несколько проектов сотрудничества для развития его экономики и улучшения социально-экономической ситуации в стране.
По причине невыполнения Ираном требований двух предыдущих резолюций СБ ООН сейчас готовит новую резолюцию с более жесткими санкциями в отношении Ирана, на которых настаивают прежде всего США. Однако России удается смягчать предложения Вашингтона.