В пятницу утром в северной части Цхинвали сработало взрывное устройство, заложенное в мобильный телефон или рядом с ним.
Провокаций с грузинской стороны стоит ожидать 17–19 сентября во время Марша осетинского народа
По предварительной информации, 24-летний Игорь Кокоев, направляясь на работу, услышал звонок мобильного телефона, нагнулся к нему, после чего сработало взрывное устройство. С множеством осколочных ранений Кокоев был доставлен в соматическую больницу.
Сразу после случившегося на место происшествия выехала группа мониторинга военных наблюдателей Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта и представителей миссии ОБСЕ, а в настоящее время сотрудниками МВД РЮО проводится расследование.
Правоохранительные органы Южной Осетии уже не раз предупреждали население о возможных терактах в отношении граждан республики со стороны Грузии. К тому же аналогичная ситуация произошла в ноябре прошлого года, когда в результате взрыва мобильного телефона пострадала женщина.
Прогремевший в пятницу на окраине Цхинвали взрыв был террористическим актом, уверены в Южной Осетии. Об этом в пятницу заявил министр внутренних дел непризнанной республики Михаил Миндзаев, слова которого приводит сайт Комитета информации и печати непризнанной республики.
«Сегодняшний теракт – это часть реализуемого грузинскими спецслужбами плана по дестабилизации ситуации накануне Дня республики», – заявил он, подчеркнув, что грузинская сторона продолжает политику выживания осетин. «Со своей территории она это уже сделала, выжив 100 тыс. осетин. Южная Осетия не Грузия», – добавил Миндзаев, отметив при этом, что Южная Осетия – это независимое и свободное государство, и политика грузинского государственного терроризма там недопустима.
По имеющейся у депутатов южноосетинского парламента информации, Тбилиси намерен накануне проведения шестого съезда осетинского народа и празднования Дня республики, который намечен на 17–18 сентября, организовать так называемый Марш мира в Цхинвали. В нем будут задействованы несколько тысяч человек, в основном граждан Грузии осетинской национальности. Этот марш планируется провести под лозунгом «дружбы, братства и воссоединения грузинского и югоосетинского народов», говорится в заявлении парламента непризнанной республики.
Однако мирным намерениям «грузинского народа» непризнанная республика не верит, полагая, что «Марш мира несет угрозу новой войны». Депутаты Южной Осетии ссылаются в своих опасениях на прецедент 20-летней давности. Задумки грузинских властей напоминают южным осетинам «мирный митинг», который планировал провести в Цхинвали первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа 23 ноября 1989 года.
Это, по словам депутатов, послужило толчком к вооруженной агрессии Грузии против Южной Осетии и геноцида осетин. «Противостояние нескольких тысяч человек с каждой из сторон чревато самыми непредсказуемыми последствиями. Вся ответственность за негативное развитие событий полностью ляжет на грузинское руководство», – говорится в распространенном в пятницу заявлении депутатов непризнанной республики.
Очередное нарастание напряженности вокруг Южной Осетии вызывает огромную обеспокоенность южноосетинских парламентариев. У депутатов непризнанной республики есть все основания полагать, что для разрешения конфликта грузинские власти планируют использовать силу. «В этой связи настораживают масштабные учения грузинской армии и наращивание тяжелой боевой техники и вооружения вблизи границ республики Южная Осетия», – отмечается в заявлении парламента, которое цитирует РИА «Новости».
Более того, в Южной Осетии уверены, что грузинские власти инсценировали на временно оккупированной части территории Южной Осетии авантюру. «Альтернативные выборы», «создание временной административно-территориальной единицы в Южной Осетии» и «комиссии по определению статуса Южной Осетии в составе Грузии» имели целью имитацию раскола югоосетинского общества и перевода грузино-осетинского конфликта в плоскость внутриосетинского противостояния.
Все эти шаги грузинского руководства не имеют никакого отношения к мнению народа Южной Осетии, считают парламентарии непризнанной республики, подчеркивая, что действия грузинских властей противоречат подлинному урегулированию грузино-осетинского конфликта. Делаются они лишь для того, чтобы ввести в заблуждение мировое сообщество.
Терактов от Грузии Южная Осетия ждет постоянно. Особенно тогда, когда возникает возможность достижения договоренности о проведении Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта. За последние несколько месяцев южноосетинские власти несколько раз объявляли о раскрытии заговоров властей Грузии против республики.
Месяц назад, 7 августа, власти Южной Осетии обвиняли Грузию в нарушении воздушного пространства и ракетном обстреле территории непризнанной республики. Еще раньше высшее политическое руководство Южной Осетии, а также ее специальные службы обвиняли Грузию в государственном терроризме . Тогда Цхинвали вновь, как и в начале лета, обвинил Грузию в «водной блокаде».
В середине лета Южная Осетия постоянно находилась под обстрелом . Президент непризнанной республики Эдуард Кокойты не уставал повторять, что хочет решить грузино-осетинский конфликт только мирным путем. К его словам Грузия не прислушивалась. Тогда Кокойты в ответ начал угрожать грузинской стороне ответными терактами .
Однако никакие угрозы на власти Грузии не действуют, и, как считают в Южной Осетии, они продолжают устраивать провокации в зоне конфликта. Впрочем, пока грузинская сторона свою причастность к пятничному взрыву в Цхинвали не подтверждает, но и не отрицает.
Подозревает Тбилиси в новых провокациях в зоне грузино-осетинского конфликта и Москва. Постоянный представитель России в ОБСЕ Алексей Бородавкин на постоянном совете этой организации в четверг заявил о том, что провокаций с грузинской стороны стоит ожидать опять же 17–19 сентября во время Марша осетинского народа.
Пока и Россия, и Южная Осетия ждут терактов от Грузии, эксперты ОБСЕ пытаются выяснить, кто виноват в грузино-российском «ракетном инциденте» . Впрочем, дипломаты, назначенные ОБСЕ для разбирательства в деле с ракетой, виноватых так и не нашли.
Как сообщил на пресс-конференции в Вене в пятницу руководивший расследованием ОБСЕ Миомир Жужул, два отдельных разбирательства «ракетного инцидента», проведенных международными экспертами, и еще одно расследование российских специалистов привели к противоречивым выводам.
Поэтому, сказал дипломат, его комиссия посчитала, что попытки установить истину, когда после инцидента прошли уже недели, «были бы политически контрпродуктивными».