СПС продолжает размышлять о «триумвирате» кандидатов на выборы в Государственную думу пятого созыва и охотно делится своими разнообразными идеями со средствами массовой информации.
Порядка в СПС не было никогда. Эта неразбериха называется одним словом – бардак
Напомним, что правые обещали окончательно определиться с кандидатами-«троечниками» на своем съезде в середине сентября. В среду вечером политсовет СПС все же утвердил дату проведения предвыборного съезда – он состоится 21 сентября. А вот с тройкой лидеров опять не разобрались.
К общему знаменателю в партии не могут прийти еще с середины августа. Тогда на закрытом для представителей СМИ совещании предлагалось отправить во главе партии ее нынешнего лидера Никиту Белых. Однако он заупрямился, и члены СПС сошлись во мнении, что все-таки три кандидата лучше, чем один.
После принятого решения правые зафонтанировали идеями. Выбирают и не могут выбрать между научным руководителем ВШЭ Евгением Ясиным, его дочерью Ириной Ясиной, президентом банка «Российская финансовая корпорация» Андреем Нечаевым, депутатом Госдумы Владимиром Рыжковым и дочерью экс-премьера Марией Гайдар. Войти в состав федеральной тройки предлагали и телерадиоведущей Светлане Сорокиной. Она от родства с СПС отказалась. Обсуждалась даже кандидатура актрисы Чулпан Хаматовой.
Была у правых и идея включить в список инвалида Андрея Сычева, которую озвучил один из лидеров партии Борис Надеждин. Впрочем, Никита Белых сразу после появления этого сообщения в прессе от нее открестился. Он заверил общественность, что «эта тема никогда не обсуждалась в партии и не предлагалась Сычеву. Мы давно поддерживаем его семью и самого Андрея, но не делаем из этого никакого пиара». Кроме того, «эта тема никогда не обсуждалось ни на совете, ни на съезде партии», сказал лидер СПС.
Впрочем, несмотря на то что Белых как может от подобного сотрудничества с Сычевым отнекивается, его уже успела уличить в «полнейшем цинизме» партия «Гражданская сила».
После несостоявшейся сенсации с солдатом Сычевым СПС понесло еще дальше. В партии многие ее руководители с восторгом отнеслись к идее включить в список дочь отца либеральных реформ Марию Гайдар . Крайнее недовольство, возмущение и даже ужас этот вариант вызвал у главного политтехнолога СПС Антона Бакова. Тогда он газете ВЗГЛЯД пообещал, что если правые пустят Гайдар в федеральный список, то самого Бакова потеряют.
После всплеска эмоций, связанного с обсуждением кандидатуры Марии Гайдар, у правых возникла идея предложить другой вариант женского пола – бывшего директора программы фонда «Открытая Россия» Ирину Ясину. Во всяком случае, об этом появились сообщения в прессе.
Однако в четверг бывший лидер партии Борис Немцов, которого также называют вероятным членом тройки, сказал РИА «Новости», что решение относительно Ясиной еще не принято. Этот вариант, так же как варианты Рыжкова или Гайдар, пока на стадии обсуждения.
Впрочем, предпочтения свои Немцов назвал: он хочет увидеть в федеральном списке женщину. «Я очень хочу, чтобы третьим номером была женщина», – сказал Немцов.
Правый подчеркнул, что с его мнением солидарен и сам Белых. По разумению Немцова, присутствие женщин во власти делает власть гуманнее. «Меньше будет жестокости и идиотизма, особенно в том, что касается детства, материнства, службы в армии и так далее», – сказал он.
Вторит ему и Никита Белых. «Никакого окончательного решения у нас нет», – заявил накануне лидер правых. По его словам, и Ирина Ясина, и Владимир Рыжков, и Мария Гайдар, и Борис Немцов, и другие – в списке обсуждаемых. «До съезда будет еще один политсовет, где, возможно, будет какая-то рекомендация, какое-то решение, которое будет предложено съезду», – пояснил Белых.
Надо полагать, что до съезда правые не раз успеют порадовать общественность своими идеями о тройке. Впрочем, как говорит газете ВЗГЛЯД политолог Виталий Иванов, порядка в СПС не было никогда. «Эта неразбериха называется одним словом – бардак», – поставил диагноз политолог.
По его словам, пояснять свою неразбериху правые привыкли таким доводом: они, дескать, партия демократическая. «Там сколько людей – столько мнений. А единственный, кто у них может принимать единоличные решения, кулаком по столу стукнуть, – это Чубайс. Но он дистанцируется, не из-за большой любви к демократии, а просто в силу занятости», – объясняет эту демократичность Иванов.
По его словам, любое решение в СПС принимают бесконечно. «Они собираются, сидят до ночи, но ничего не решают. Потом собираются снова и снова «тележат». Любое решение у них после очень долгих, зачастую бессмысленных консультаций и обсуждений», – рассказал Иванов.
Политолог также отметил, что вовсе не удивится тому, что «решение по Ясиной, которое вчера-позавчера звучало как конченое, будет пересмотрено». «А если не будет, то комментировать тут нечего, потому что, как уже было сказано, партия «СПС» политически мертвая. Мертва в первую очередь либеральная идея в том виде, в котором ее проповедовала партия ранее».
Впрочем, подчеркнул Иванов, мертвы правые не в том смысле, что у них нет поклонников. «Она не в состоянии привлечь под свои знамена сколь-либо заметное число избирателей, а уж тем более то число избирателей, при котором им удастся перешагнуть за 7%-ный барьер», – отметил политолог.
Конечно, согласился он, попытки реанимации партии посредством органически чуждой СПС левопопулистской риторики свои плоды приносят. «Но тут, сколько ни старайся, мертвые камаринского не спляшут», – подметил Иванов.
По его словам, идея включить в список человека под фамилией Гайдар была абсолютно безумной. «Но сейчас они от этого полного безумия отказались в пользу безумия относительного, предложив Ирину Ясину», – добавил Иванов.
По его словам, Маша Гайдар вызывала сразу резко негативную реакцию: «Кому-то не нравится Егор Гайдар, а кому-то не по душе девчонка, не имеющая никаких политических заслуг. Она сразу вызывала эмоции, а Ясина вызывает недоумение», – заметил политолог, добавив, что тот факт, что Ясина работала в «Открытой России», неизбежно породит спекуляции.