Это произошло из-за ареста лидера радикальной оппозиции – бывшего сподвижника президента Грузии, экс-генпрокурора, министра МВД, обороны и экономики Ираклия Окруашвили.
Окруашвили не признает себя виновным ни по одной из четырех статей и заявляет, что он политзаключенный
В грузинском обществе соглашаются, что «и он далеко не ангел» (парламентарий Пикриа Чихрадзе напомнила, что Окруашвили принадлежит «львиная доля заслуг в репрессиях в Грузии»), однако недавние скандальные признания бывшего высокопоставленного чиновника, разоблачившего президента и его окружение, взбудоражили общество.
Эти признания стали для Ираклия Окруашвили отчасти индульгенцией от этого общества. Но не прибавили, как выясняется, иммунитета.
Ираклия Окруашвили арестовали в офисе движения «За единую Грузию». В середине ноября должен состояться учредительный съезд этой организации, пока же проводятся консультации с другими популярными оппозиционными партиями, в частности с республиканской и консервативной. Ираклий Окруашвили обвиняется по четырем статьям Уголовного кодекса Грузии. Как заявил заместитель Генерального прокурора, «обвинения предъявлены по следующим статьям УК Грузии: 181 – вымогательство, 194 – отмывание денег, 332 – злоупотребление служебными полномочиями и 342 – служебная халатность».
Юристы говорят, что всё это вкупе грозит 25-летним тюремным заключением.
Прокуратура требует в отношении Окруашвили в качестве меры пресечения предварительное заключение. Ираклий Окруашвили не признает себя виновным ни по одной из четырех статей и заявляет, что он политзаключенный, сказала после встречи с ним адвокат Эка Беселия.
Ираклий Окруашвили несколько дней назад, выступая в ночном эфире телекомпании «Имеди», сообщил, что у высшего руководства страны существовал секретный план по возвращению Цхинвали весной 2006 года. Он также заявил о том, что президент Грузии давал ему поручение о ликвидации бизнесмена Бадри Патаркацишвили, и обвинил семью и окружение президента в установлении контроля над различными видами бизнеса в стране, в том числе над торговлей оружием.
Сначала представители правящего Единого национального движения назвали Ираклия Окруашвили «маленьким испуганным сказочником». Но на конкретные обвинения конкретных ответов не последовало. Михаил Саакашвили, находящийся в США, вообще предпочел отмолчаться. Но внутреннее напряжение было огромным.
«Мы предчувствовали такое развитие событий», – говорят газете ВЗГЛЯД представители окруашвилиевского движения, комментируя арест своего лидера.
«Начались политические репрессии, начался политический террор. И всё это начато убийцами, которые находятся во власти», – заявил журналистам депутат Кока Гунцадзе. Его коллега по парламенту и движению «За единую Грузию» Георгий Тортладзе заявил, что арест Ираклия Окруашвили был произведен без какого-либо ордера. Несмотря на это, Ираклий Окруашвили сдался без сопротивления и предложил своим сторонникам «не связываться» с теми, кто прибыл его арестовывать.
Представитель оппозиционной Республиканской партии Тинатин Хидашели заявила, что «необходимо защитить демократию, политический плюрализм, свободу слова».
Лидер Партии народа Коба Давиташвили назвал президента Грузии Михаила Саакашвили «убийцей».
Бывший госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава, входящий в неправительственную организацию «Институт
равноправия», сказал, что страну «возглавляет не президент, а террорист». Он высказался за досрочные президентские и парламентские выборы. Вообще же выборы президента и парламента должны состояться в конце будущего года.
Но уже 28 сентября начинается новый этап в современной истории Грузии. Который должен показать, насколько комфортно чувствуют себя власти, сильна ли оппозиция и в каком состоянии пребывает гражданское общество. «Или они, или мы», – сказал Кока Гунцадзе в адрес властей.
Адвокат Ираклия Окруашвили Эка Беселия, встречавшаяся с ним поздно ночью и собирающаяся сделать это в пятницу утром, заявила, что он «ведет себя достойно и переживает только из-за того, что у него отобрали нательный крестик». Она добавила, что он попросил принести в камеру молитвенник.