Председатель Комитета по внешним связям парламента Грузии Константин Габашвили назвал таких политических деятелей «предателями». Заочно с ним согласился и мэр Тбилиси Георгий Угулава, который тоже подверг оппозиционеров резкой критике.
Наибольшим образом грузинские власти уязвлены «изменой» бывшего министра иностранных дел Саломэ Зурабишвили
Наибольшим образом грузинские власти уязвлены «изменой» бывшего министра иностранных дел, лидера оппозиционной партии «Путь Грузии» Саломэ Зурабишвили.
Несколько дней назад эта политесса французского происхождения, до скандальной отставки в октябре 2005 года пользовавшаяся неограниченным доверием президента Михаила Саакашвили, высказалась в унисон с генсеком ООН, который попросил Грузию отодвинуть от границы самопровозглашенного абхазского государства лагерь молодых патриотов.
Таким лагерям не место в зоне безопасности, посчитал генсек, и экс-министр, имеющая от правительства Франции орден Почетного легиона за заслуги в искусстве дипломатии, поддержала эту позицию. Вызвав первую волну критики за «непатриотичность» от властей.
Саломэ Зурабишвили и сейчас пользуется авторитетом среди западных политиков и СМИ, что сильно разобидело грузинских правителей. Константин Габашвили сказал, что ее в неугодном для Грузии контексте цитировали на BBC. Это идет вразрез с официальной точкой зрения Тбилиси, но совпадает с позицией Москвы. Что требует несомненной политической отваги, так как может болезненно сказаться на рейтинге любого грузинского деятеля.
На этот раз Саломэ Зурабишвили рискнула предположить, что инцидент с бомбометанием разыгран «по схемам министра МВД Вано Мерабишвили». В этой связи она напомнила, что накануне выборов в местные органы власти осенью прошлого года в Грузии был разыгран похожий спектакль с задержанием в Тбилиси полицией четырех российских шпионов, что помогло правящей партии сплотить электорат и выиграть голосование в условиях небывалого российского давления: за арестом последовал комплекс санкций из Москвы.
О том, что инцидент в Цителубани пришелся весьма кстати для теряющего рейтинг президента Михаила Саакашвили, заявил и лидер лейбористов Шалва Нателашвили. Он заявил, что случившееся – на совести грузинских военных летчиков. По его словам, «вероятно, самолет попал в штопор и из-за этого, чтобы облегчить вес, летчик освободился от ракет».
Шалва Нателашвили утверждает, что затем это в собственных целях использовал президент Михаил Саакашвили, получивший возможность «встать на месте падения бомбы с радостным лицом и заняться демагогией». По мнению Шалвы Нателашвили, «если бы это был не наш самолет, то его бы сбили, а потом показали катапультировавшегося пилота либо труп пилота».
Лидер оппозиционного движения «Свобода» Константин Гамсахурдиа, сын бывшего президента Грузии, заявил, что «ни у Эдуарда Шеварднадзе, ни у Михаила Саакашвили не было и нет воли и смелости сбить самолет-нарушитель, защитить собственное государство». По его словам, власти способны только на «военную риторику», но ничего большего сделать не в состоянии.
И Зурабишвили, и Нателашвили, и Гамсахурдиа – это возможные кандидаты в президенты на выборах в 2008 году. Возможно, их заявления надо рассматривать в этом контексте. Но факт остается фактом: ракета российского производства вызвала внутриполитическую бурю в Грузии. Парламентская оппозиция, как можно ожидать, теперь строго спросит с Минобороны о военных расходах.
Депутат от «Правой оппозиции» Мамука Кацитадзе напомнил, что в этом году Грузия имеет беспрецедентный военный бюджет – 955 млн 370 тыс. лари (примерно 576 млн долларов США).
«Зачем нам миллиардный военный бюджет, если кому заблагорассудится в любое время прилетает и бомбит, а Грузия выступает в роли статиста», – заявил парламентарий.
В этих условиях для властей Грузии желательно как можно скорее получить заключение о расследовании со стороны наблюдателей ОБСЕ. Этого же ожидает и международное сообщество. В выяснении деталей участвуют и Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) в зоне конфликта.
Командующий генерал-майор Марат Кулахметов настаивает на том, что самолет был в единственном числе. «У меня сохраняется много вопросов», – регулярно отмечает генерал, который предлагает не спешить с выводами.
В четверг он заявил: «6 августа, когда произошел инцидент, в 19.10 я связался с руководством грузинской части ССПМ и довел информацию о пролете самолета и пуске какого-то предмета.
В течение часа поступил доклад с грузинской стороны, что командование вооруженных сил отрицает факт пролета каких-то летательных аппаратов и каких-то пролетов». По его словам, 14 часов грузинская сторона молчала о факте «нарушения госграницы». «Шевеление началось утром 7 числа», – цитирует Марата Кулахметова РИА «Новости».