В понедельник президент Франции Николя Саркози на открытии 15-й конференции послов Французской Республики, работающих приблизительно в 200 странах мира, впервые явил мировому сообществу представления о внешней политике своей страны. Это стало первым значимым выступлением Саркози за те 100 дней, что он находится у руля власти Франции.
Россия пробивает себе путь на международную арену, с определенной брутальностью пользуясь своим преимуществом в сфере нефти и газа
В своем выступлении хозяин Елисейского дворца перечислил несколько приоритетов французской дипломатии. Саркози высказался за усиление роли Европы в международных делах. С этой целью французский лидер предложил создать комитет из 10 европейских экспертов. По мысли президента Французской Республики, этот комитет должен и смог бы до июня 2009 года, когда наступит время выборов в Европарламент, выработать основные направления европейской политики на будущее.
Саркози, которого считают проамерикански настроенным по сравнению со своим предшественником Жаком Шираком, подтвердил свое желание подружиться с США. Хотя у Америки с Францией есть ряд существенных разногласий. К примеру, французское руководство выступает против войны в Ираке, а сам Саркози настаивает на разработке четкого графика вывода войск из мусульманской страны. Президент Франции в своем выступлении подчеркнул, что выступает исключительно за политическое решение иракского кризиса. «Только в таком случае действия международного сообщества будут действительно эффективными», – пояснил он.
В то же время Саркози заметил, что Франция может дружить и одновременно не соглашаться с Америкой. «Быть союзниками не означает быть построенными по струнке», – сказал Саркози.
Он также считает необходимым превратить G8 в G13, включив в неформальный клуб восьми промышленно развитых держав еще пять стран: Китай, Индию, Бразилию, Мексику и Южную Африку. «G8, я полагаю, должна продолжить свой медленный прирост новыми государствами-членами. Необходимо вести институциональный диалог по этому вопросу с такими странами, как Китай, Индия, Бразилия, Мексика и Южная Африка. Я желаю, чтобы G8 стала G13», – сказал Саркози.
Именно после того как G8 превратится в G13, по мнению хозяина Елисейского дворца, индустриально развитые страны станут более открытыми для самых динамично развивающихся государств мира. Саркози, однако, и на цифре 13 не остановился. У него есть, вероятно, основания полагать, что в будущем «Восьмерка» может стать даже «Двадцаткой». По его мнению, членами клуба могут стать такие страны, как Аргентина и Бразилия.
Существенная часть выступления президента Франции была адресована РФ. Французский лидер раскритиковал Россию за агрессивную политику. «Россия пробивает себе путь на международную арену, с определенной брутальностью пользуясь своим преимуществом в сфере нефти и газа», – сказал он, призвав российские власти отказаться от подобной практики. «Если ты обладаешь огромной силой, не стоит вести себя грубо», – заметил президент Франции.
Саркози заявил, что Россия стремится ко все большему доминированию, «в то время как весь мир, и в особенности Европа, надеется на ее важное и позитивное участие в решении проблем нашего времени».
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов на вопрос корреспондента газеты ВЗГЛЯД, в связи с чем последовали подобные заявления от лидера Французской Республики, ответил, что на это у Саркози есть две причины. «Первая – он пытается продемонстрировать свою дееспособность, активность после вступления на пост президент. Вторая – это, безусловно, стремление показать, что внешнеполитический курс Франции близок внешнеполитическому курсу Штатов», – сказал политолог.
Дмитрий Орлов подчеркнул, что Николя Саркози «был и продолжает быть достаточно близким к влиятельным кругам США». По мнению политолога, заявление президента Франции совершенно неслучайно: оно может стать началом коррекции внешнеполитического курса Франции. «Думаю, что она готовилась давно, во всяком случае по отношению к Российской Федерации. Мы увидим, каким образом она будет осуществляться», – добавил эксперт.
По его словам, сегодня совершенно очевидно, что политика Франции будет намного более проамериканской, чем прежде. «Это будет означать помимо прочего, что отношения с Россией могут стать более жесткими, более реалистичными, более негативными», – подчеркнул политолог. По его словам, традиция «некоторого континентального единства, которая существовала со времен де Голля, когда Франция поддерживала особые отношения и с СССР, и с Россией, будет корректироваться, а может быть даже и вовсе утеряна».
Впрочем, как считает Орлов, этот шаг для Французской Республики большим достижением не будет, «потому что она всегда сильна особым отношением с целым рядом стран: теперь, если она будет следовать по целому ряду позиций в фарватере американской политики, она должна быть готова к некоторым геополитическим и экономическим потерям», отметил политолог.
Однако он считает, что это неизбежно. «Тем более что роль субъекта, который находится внутри западного мира, признает его ценности, но занимает особую позицию к США – как к центру западного мира, – теперь эту роль явно играет Германия», – резюмировал Дмитрий Орлов.