«Ричард Пайпс: «Есть риск еще одной холодной войны. Россия опаснее бен Ладена» – под таким заголовком в итальянской газете Corriеre della Sera вышло интервью с советником по делам Восточной Европы и СССР при президенте Рональде Рейгане, а ныне профессором Гарвардского Университета, известным историком и политологом.
В Corriere della Sera не отрицали, что дали интервью именно этот заголовок, но объяснять, зачем это было сделано, не стали
Ричард Пайпс давно известен как последовательный критик российской внешней (как, впрочем, и внутренней) политики еще со времен СССР. В интервью Corriеre della Sera он предсказывает новую холодную войну, которая может разразиться из-за того, что Россия всеми силами стремится вновь стать супердержавой и оказывать давление на европейскую и даже на мировую экономику. Пайпс призывает Запад к твердости и решительности, заявляя, что «российский вопрос может стать для Европы серьезнее исламской угрозы».
Однако слова «Россия опаснее бен Ладена» показались чрезмерными даже для Ричарда Пайпса, в связи с чем публикация имела резонанс в России. Недоумение усиливалось тем, что практически одновременно с публикацией интервью в Corriеre della Sera Пайпс приехал в Россию, чтобы выступить на одном из политических форумов.
Корреспондент газеты ВЗГЛЯД, встретившись с Ричардом Пайпсом, попытался получить комментарии по поводу нашумевшей фразы.
– Господин Пайпс, в вашем интервью итальянской газете Corriere della Sera вы заявили, что «Россия опаснее бен Ладена»…
– Я этого не заявлял!
– А вы знаете, что в Corriere della Sera вышло ваше интервью с этой цитатой?
– Я действительно перед приездом в Россию давал интервью Corriere della Sera, хотя саму публикацию я пока не видел. Но могу точно сказать: я не сравнивал Россию с бен Ладеном, бен Ладен – террорист, сравнивать его с Россией… такая идея просто не могла придти мне в голову. Я, безусловно, могу критиковать Россию, но бен Ладен убил более 3000 американцев. Если Corriere della Sera приписывает мне эти слова, это очень странно.
– Но публикация действительно есть, эти слова вынесены в заголовок и стоят в кавычках, как ваша цитата.
– Я очень удивлен. Я хорошо знаю Эннио Каретто (автор интервью с Ричардом Пайпсом. – Ред.) и, как только приеду домой, сразу же свяжусь с ним.
– Если вы убедитесь, что газета опубликовала эти слова как вашу цитату, вы планируете потребовать опровержения?
– Безусловно. Если там это напечатано, это необходимо опровергнуть.
Газета ВЗГЛЯД связалась с Corriеre della Sera. Нам удалось поговорить с автором интервью, корреспондентом Corriere della Sera в Вашингтоне, Эннио Каретто. Синьор Каретто был удивлен не меньше мистера Пайпса.
– Статьи я еще не видел, но этот материал помню. Доктор Пайпс действительно сравнивал российский и исламский вопросы в целом, но никогда не сравнивал мистера Путина и международных террористов, – заявил Каретто.
Тем не менее материал вышел в Corriere della Sera именно под таким названием. Как объясняет ситуацию сам Каретто: «Журналисты не озаглавливают свои материалы; мы всего лишь обозначаем проблему, в моем случае она звучала как «профессор Пайпс и президент Путин». Остальное – работа редакции».
Однако редакция Corriere della Sera свою «работу» комментировать отказывается. Там не отрицали, что дали интервью именно этот заголовок, который был взят в кавычки, как прямая цитата, но объяснять, зачем это было сделано, не стали. Равно как и говорить о том, как поступит издание в случае, если мистер Пайпс попросит дать опровержение.
Газета Corriеre della Sera – это одно из самых тиражных итальянских изданий с солидной репутацией. Тем сложнее понять, почему солидное западное издание позволяет себе приписать известному политологу оскорбительные для России суждения. Возможно, это можно объяснить репутацией самого Ричарда Пайпса.
Несмотря на то что бывший советник Рональда Рейгана по вопросам СССР и Восточной Европы Ричард Пайпс отрицает, что когда-либо сравнивал президента Путина и исламского террориста, его отношение к России по-прежнему остается очень жестким. Отвечая в интервью газете ВЗГЛЯД на вопросы о последних громких внешнеполитических разногласиях России и Запада, Пайпс остался верен себе.
– Господин Пайпс, несмотря на то что вы не сравнивали Россию с бен Ладеном, вы не всегда согласны с той политикой, которую проводит сегодня Россия. Что вы думаете о приостановке Россией действия ДОВСЕ на своей территории?
– Этот шаг сложно назвать дружественным по отношению к США. Я думаю, что приостановка ДОВСЕ – это проявление той самой агрессивной политики, с которой я не могу согласиться. Запад должен проявить твердость.
– Вы не принимаете аргумента, что приостановка ДОВСЕ – реакция на размещение в Польше и Чехии американской системы ПРО?
– Я не вижу здесь связи. И я убежден, что США обязаны установить систему ПРО и в Польше, и в Чехии. В противном случае Москва может подумать, что страны бывшего социалистического лагеря все еще находятся в орбите ее влияния.
– Еще одна громкая тема последнего времени – отношения России и Лондона. Вряд ли вы в этом споре поддерживаете Россию. Тем не менее есть ли что-то в действиях Лондона, что с вашей точки зрения делается неверно?
– Я полагаю, Британия сделала ошибку, когда потребовала выдачи Лугового. Если российская Конституция это запрещает, нужно было искать другие варианты. Если Лондон считает неприемлемым суд в России, можно было попробовать договориться о суде в третьей стране.
Пайпс посвятил России множество книг, в том числе «Россия при старом режиме» (1974), «Русская революция» (1990) и «Россия при большевистском режиме» (1994). Эти труды объединены общей темой изначальной порочности российской государственности. Профессор с удовольствием дает комментарии в прессе по проблемам Восточной Европы. Например, в интервью американскому Newsweek от 29 ноября 2004 года он заявил, что «коллапс коммунизма и развал советской империи сильнейшим образом ударили по психике русских: они просто никак не могут привыкнуть к тому, что от них отрезали такую большую территорию и отобрали у них так много власти».