Во вторник в Республике Северная Осетия начались работы в котловане Зарамагской ГЭС-1. По этому случаю там проводят торжественные мероприятия, в которых участвуют глава Федеральной гидрогенерирующей компании «ГидроОГК» Вячеслав Синюгин и министр иностранных дел России Сергей Лавров, сообщает РИА «Новости».
Сделанное Лавровым заявление можно рассматривать как ответ на жесткую, агрессивную позицию со стороны Грузии
Пользуясь случаем, глава МИДа России заявил, что осетинам необходимо быть вместе. По его словам, Россия в рамках международного права приложит все усилия для того, чтобы все осетины жили вместе. При этом он подчеркнул, что единение южных и северных осетин должно быть вне зависимости от того, где пролегает граница между государствами.
Несколькими днями ранее Северная и Южная Осетия сделали очередной шаг к интеграции. На совместном заседании правительств Северной и Южной Осетии, которое 11 августа завершилось во Владикавказе, осетины приняли программу социально-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества.
Однако учитывал ли министр иностранных дел взаимодействие республик, а также какие именно шаги России он имел в виду, Лавров не пояснил. Растолковать заявление министра попробовали эксперты. Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД высказал мнение, что сделанное Лавровым заявление можно рассматривать как реакцию на жесткую, агрессивную позицию Грузии.
«Думаю, что со стороны России будет попытка использовать косовский прецедент, если такой прецедент все-таки состоится. Я имею в виду отделение Косова от Сербии», – размышлял Минченко. Он подчеркнул, что Россия со своей стороны попытается сыграть на этом. «Таким образом Россия переходит в контрнаступление», – резюмировал политолог.
Речь идет о постоянной конфронтации Южной Осетии и России с одной стороны и Грузии – с другой. Руководство Грузии, предлагая непризнанной Республике Южная Осетия широкую автономию в своем составе, на деле ведет себя по отношению к южным осетинам отнюдь не миролюбиво. Непризнанная республика долгое время находится под вооруженным контролем со стороны Грузии. А во вторник осетинские власти заявили о том, что Грузия занимается по отношению к непризнанной республике государственным терроризмом.
В направленном сегодня на имя председателя ОБСЕ, главы МИДа Испании Мигеля Анхеля Мартинеса письме южноосетинские власти пытались обратить внимание на факты, свидетельствующие о гостерроризме. «К примеру, 1 августа сего года в Цхинвали была предотвращена попытка совершения серии террористических актов в отношении высшего руководства Южной Осетии», – цитирует текст заявления осетинской стороны «Интерфакс».
«Имеются неопровержимые доказательства того, что подготовкой этого преступления руководили высокопоставленные чиновники Министерства внутренних дел Грузии. Этот эпизод стал еще одним звеном в длинной цепи совершенных на территории Южной Осетии преступлений, ответственность за которые несут власти Грузии – от повреждения водовода, снабжающего столицу Южной Осетии питьевой водой, до убийств, жертвами которых с 2004 года стали более 40 осетин, а десятки получили ранения», – говорится в письме.
И в отношениях России и Грузии все больше нарастает напряжение. Неразорвавшаяся бомба в районе Гори может стать «таким же знаком начала новой кавказской войны, каким в свое время послужили танки в городе Грозном и обстрел Кодорского ущелья», пишет сегодня газета The Guardian.
Все это позволяет увидеть в заявлении Лаврова ответ на грузинские обвинения. Однако «грузинский подтекст» не очевиден. Во всяком случае, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов его не увидел. С точки зрения Орлова, в словах Лаврова нет призыва к аннексии территорий в пользу России.
«Речь идет о том, чтобы нормально осуществлялись культурные связи. Чтобы та граница, которая существует между республиками, не была Берлинской стеной», – отметил Орлов в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.