Официальный представитель МВД Грузии Шота Утиашвили заявил газете ВЗГЛЯД, что в понедельник приступила к работе группа из семи экспертов от США, Швеции, Литвы и Латвии, которая уже побывала на месте происшествия.
Нельзя каждое утро в чем-то обвинять Россию, а вечером говорить, что нужно идти с ней на переговоры
Для большей объективности и нейтральности в группу не вошли представители заинтересованных сторон – Грузии и России. Впрочем, о готовности Москвы направить в эту комиссию своих представителей не объявлялось. В то же время, как заявил газете ВЗГЛЯД председатель Комитета парламента Грузии по внешним связям Константин Габашвили, «пожалуйста, пусть подключаются и российские эксперты».
Шота Утиашвили сказал, что Грузия рассчитывает получить вердикт комиссии уже в ближайшие дни. Тем более что накануне министр МВД Грузии Вано Мерабишвили сообщил, что «выполнено уже 80% работы». Между прочим, в грузинском обществе вовсе не безоговорочно доверяют американским экспертам. После странной гибели в 2005 году премьер-министра Зураба Жвании (версия местных властей – бытовое отравление газом, но в Грузии почти все говорят об убийстве), эксперты ФБР, участвовавшие в расследовании, вынесли в чем-то противоречивое заключение. Семья погибшего настаивает на новом расследовании – с участие европейских экспертов. Вот и в случае с «Радугой» будут не только американские специалисты.
Параллельно собственное расследование продолжают Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта – вернее, их российское командование. Дело в том, что, усомнившись в объективности дознания, проводимого российскими миротворцами, грузинские «голубые каски» отказались в нем участвовать. Представитель командования Смешанных сил заявил газете ВЗГЛЯД, что «надо довести следствие до конца, чтобы картина была полностью ясной».
Помощник командующего ССПМ Юрий Верещак пояснил журналистам – и это мнение опубликовано в понедельник в южноосетинских СМИ, – что после проверки сел Громи и Цолда «удалось собрать неизвестные ранее данные». Так, например, миротворцы установили точное направление, в котором скрылся самолет, выпустивший ракету. Юрий Верещак сохранил интригу, не уточнив это направление.
«Единственное, что затрудняет нашу работу, – это отказ грузинских военных наблюдателей принимать участие в проводимых мониторингах. К сожалению, пока грузинская сторона так и не предоставила убедительных объяснений своего самоустранения от расследования данного инцидента», – сказал он.
Грузинская оппозиция также не дает властям почувствовать полное удовлетворение от брошенной в адрес России перчатки. Экс-министр иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили заявила в понедельник в интервью газете «Палитра недели», что «власти страны, очевидно, не располагают информацией, которая подтверждала бы, что Россия 6 августа нарушила воздушное пространство и подвергла бомбардировке село Цителубани Горийского района». «Мы обвиняем Россию, но мы должны иметь полное подтверждение ее вины, иначе мы потеряем доверие международного сообщества», – сказала она.
Зурабишвили считает, что «Грузия должна была сбить самолет-нарушитель или попытаться сделать это». «Если это действительно сделала Россия, значит, получается, она начала войну против нас», – сказала Саломе Зурабишвили. По словам экс-министра, «нельзя каждое утро в чем-то обвинять Россию, а вечером говорить, что нужно идти с ней на переговоры».
Готовность к таким переговорам в понедельник вновь была подтверждена во время телефонного разговора между первым заместителя министра иностранных дел Грузии Николозом Вашакидзе и заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным. Речь шла о необходимости двусторонних консультаций по инциденту недельной давности. В сообщении МИДа Грузии по поводу этой беседы есть интересная деталь: «Николоз Вашакидзе высказал обеспокоенность по поводу того, что сепаратисты вооружены переносными ракетно-зенитными комплексами. Грузинская сторона подчеркнула, что это обстоятельство должно стать предметом серьезных обсуждений и соответствующего реагирования».
Дело в том, что в грузинских СМИ проскакивала такая версия: осетины открыли огонь по самолету, после чего его пилот, испугавшись, сбросил ракету. Но непризнанная Республика Южная Осетия продолжает настаивать на том, что по самолету огонь не открывала.
Грузинский официоз очень расстроен комментарием первого вице-премьера правительства России по поводу «цителубанского инцидента». Сергей Иванов назвал его «театральной постановкой» Грузии. Государственный министр по вопросам урегулирования конфликтов Давид Бакрадзе заявил, что Сергеем Ивановым «возможно, движет личная неприязнь к Грузии, поскольку подобные заявления приняли регулярный характер с его стороны. Что касается постановки и театра, я напомню ему, что у Грузии нет такого руководства, в отличие от некоторых наших соседей, которое может устраивать взрывы мирного населения, чтобы найти повод для войны».