Речь идет о лагере, который открылся в селе Ганмухури сопредельного с Абхазией Зугдидского района западной Грузии 26 мая, в День независимости Грузии. На этом торжественном мероприятии присутствовал президент Михаил Саакашвили.
Грузия не закроет этот лагерь, более того, вскоре лагерь патриотов появится в самой Абхазии – в Кодорском ущелье
Глава государства не упустил возможности поговорить о скором восстановлении территориальной целостности и неформально пообщаться с нынешним и потенциальным электоратом. У сегодняшних и будущих избирателей в возрасте от 15 до 22 лет, а это контингент таких лагерей, веры в президента сохранилось намного больше, чем у старшего поколения.
Открытие лагеря вблизи Абхазии – это и выпад против властей непризнанной республики. Сами отдыхающие говорят, что «находятся всего в полутора километрах от Абхазии и мечтают скоро побывать и в самой Абхазии, вернуться туда». В понедельник 500 «патриотов», отдыхающих в Ганмухури, навестила спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе, которая заявила, что проблема Абхазии и Южной Осетии решится «в кратчайшие сроки». А спустя несколько часов Михаил Саакашвили заявил, что грузинская армия будет «эффективной», пообещал военным современное оружие, зарплаты в среднем в 1000 лари (600 долларов) и сообщил, что планируется увеличить численность резервистов со ста до двухсот тысяч. В этом году Грузия имеет беспрецедентный военный бюджет – свыше 570 млн долларов.
В Сухуми ревниво следят за «патриотами» и резервистами. «Мы хорошо знаем, почему Грузия решила увеличить численность резерва – она закупила в Болгарии 50 тысяч автоматов», – сказал газете ВЗГЛЯД первый заместитель министра обороны, начальник Генерального штаба непризнанной республики генерал-лейтенант Анатолий Зайцев. Неустрашимая мятежная республика готовит «адекватный» ответ: в августе Абхазия проведет крупномасштабные военные учения всех родов и видов войск.
Грузия начала открывать бесплатные патриотические лагеря с 2005 года. В них отдохнуло уже более 15 тыс. человек. Сейчас их сеть расширяется, и по итогам нынешнего года эта цифра возрастет до 50 тыс. Но лагерь в Ганмухури – особенный, поэтому на него обратил внимание генсек ООН. «Культурные мероприятия должны осуществляться таким образом, чтобы не вызывать неправильных толкований, ошибочных оценок и последующего насилия», – считает Пан Ги Мун.
Из его доклада следует, что, хотя обстановка вокруг лагеря остается «в целом спокойной», в районе Ганмухури наблюдались «повышенная активность и демонстрации с обеих сторон». Зугдидский район входит в зону безопасности, которую с 1994 года «покрывают» российские миротворцы (под эгидой ООН) и более чем 150 наблюдателей ООН.
Грузия, очевидно, не закроет этот лагерь, более того, по данным источников газеты ВЗГЛЯД в правительстве Грузии, вскоре лагерь патриотов появится в самой Абхазии – в Кодорском ущелье, единственном регионе республики, который контролируется Грузией после вооруженного конфликта 1992–1993 годов.
«Как может детский лагерь создавать проблемы?» – заявил журналистам председатель комитета по внешним связям парламента Грузии Константин Габашвили. – «ООН заниматься надо не этими детьми, а теми, кто реально нагнетает опасность в зоне грузино-абхазского конфликта... Что касается конкретно пассажа генсека по лагерю, я думаю, это с подачи России такая «шпилька» вставлена против Грузии».
Пан Ги Мун также заявил, что Тбилиси и Сухуми не оправдали надежд на возобновление диалога, что не сделало более стабильной ситуацию в зоне грузино-абхазского конфликта.
«Несмотря на надежды, диалог между сторонами так и не возобновился. Абхазская сторона продолжала увязывать его с предварительными условиями – такими, как вывод грузинских вооруженных сил и правительства Абхазии (в изгнании) из верхней части Кодорского ущелья. Это было категорически отвергнуто грузинской стороной», – говорится в промежуточном докладе генсека ООН.
По мнению Пан Ги Муна, в отсутствие прямого диалога межу Тбилиси и Сухуми «сохраняются недоверие и подозрительность, и ситуация может обостряться».
После того, как Грузия в июле прошлого года провела в Кодорском ущелье спецоперацию против формирований бывшего уполномоченного президента Эмзара Квициани, Абхазия заявила о создании в этом регионе плацдарма для нападения на нее и вышла из переговорного процесса. С того момента Россия и ООН как посредники безуспешно пытаются возродить грузино-абхазский диалог.