В субботу представитель косовских албанцев на переговорах о статусе края Ветон Суррой призвал Запад «не учитывать позицию России», которая выступает против предоставления Косову независимости без согласия Белграда, передает агентство Associated Press. «Россия не может наложить вето на происходящие в Европе исторические процессы», – заявил господин Суррой.
От России зависит, будет ли Совет Безопасности ООН играть какую-либо роль в решении вопроса Косова или нет
До этого в подобном ключе высказался постоянный представитель США при ООН Залмай Халилзад. Из его слов стало понятно, что Соединенные Штаты во что бы то ни стало добьются независимости края. Халилзад сообщил, что Вашингтон намерен решать вопрос по статусу Косова, не учитывая позицию России по последнему проекту резолюции Совбеза ООН.
«То, что мы слышим из Москвы, не внушает оптимизма. Однако окончательного решения от России мы пока не слышали. От России зависит, будет ли Совет Безопасности ООН играть какую-либо роль в решении вопроса Косова или нет», – сказал господин Халилзад.
«Мы собираемся двигаться дальше, с участием Совбеза или без него», – предупредил он.
Похоже, что уверенности Ветону Суррою прибавила позиция Великобритании, Франции и США, которые предлагают решить вопрос о статусе Косова на основе плана спецпредставителя генсека ООН Марти Ахтисаари. Если это случится, то край получит фактическую независимость. Сербию такой вариант не устраивает, и она отвергла план Ахтисаари.
Сам Ахтисаари, устав работать над планом, выступил с жесткими заявлениями по поводу «неуступчивости» Москвы. Он заявил, что «Россия снизит свой международный статус, если не согласится с резолюцией ООН по статусу Косова». Финн полагает, что «Россия придает слишком большое значение Косову, чтобы рассчитывать на укрепление своего международного имиджа в случае блокирования резолюции в Совбезе ООН».
Высказывания спецпосланника в России назвали неуместными. Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. «Я этого заявления не слышал. Если подобное заявление и снижает чей-то международный статус, но только не России», – заявил Лавров.
По его мнению, если не удается принять резолюцию, то переговоры надо проводить без «пристрастного международного посредника». «Если ни одна из сторон не может принять предложенную резолюцию, то нужно эти переговоры продолжить без пристрастного международного посредника», – сказал глава МИД России.
Последний вариант резолюции по статусу «колыбели сербской культуры» в ночь на 12 июля распространили Франция и Великобритания .
В прежнем варианте документа Ахтисаари говорилось, что Белград и Приштина должны договориться за четыре месяца. Если бы этого не произошло, то край автоматически получил бы независимость.
Выходит, что при таком сценарии Сербия вообще не добилась бы никаких «преференций» от косовских албанцев. А так как Москва поддерживает Белград, то при очевидном преимуществе в переговорах одной стороны Кремль готов воспользоваться правом вето.
Чтобы попытаться заполучить поддержку России для проекта резолюции по статусу Косова, западные страны в Совбезе ООН постарались изменить документ. Предполагалось, что правки будут существенными. Обновленный вариант документа призывает провести при посредничестве ООН четырехмесячный раунд «интенсивных переговоров» между представителями Сербии и Косова, с тем чтобы попытаться «выработать общую позицию». В новом варианте, в отличие от предыдущего, не предусмотрено в случае неудачи таких переговоров автоматическое вступление в силу плана Ахтисаари.
Однако в России к новому проекту сразу отнеслись неоднозначно. Председатель думского Комитета по международным делам Константин Косачев заявил, что «есть ощущение, что, как всегда, дьявол скрывается в деталях, и при снятии параграфа о предоставлении автоматической независимости Косову все-таки чувствуется стремление эту независимость провести через Совбез ООН и продавить «план Ахтисаари».
При внимательном изучении новой резолюции Россия обнаружила в нем подвох. Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что за дипломатической витиеватостью проступает вывод о том, что после переговоров план Ахтисаари по дарованию Косову независимости все же вступит в силу. «За витиеватыми хитросплетениями дипломатического языка проступает вывод, что по истечении 120 дней, вне зависимости, договорятся стороны или нет, фактически вступает в силу план Ахтисаари», – сказал господин Лавров.
По мнению министра, период, предусмотренный новой резолюцией СБ ООН по Косову для переговоров, «несколько маловат».
Правда, Сергей Лавров отметил и положительные стороны нового проекта документа. Например, то, что резолюция призывает продолжить переговоры сторон и в ней вовсе не упоминается об автоматическом наступлении независимости края.
Ранее Лавров уже заявлял, что Москва «не может согласиться с предложением, чтобы по истечении какого-то срока в случае отсутствия результата, приемлемого для сторон, автоматически, без резолюции СБ ООН, вступал в силу план Ахтисаари, то есть чтобы Косово становилось де-юре независимым». «Схема отложенной автоматической независимости Косова для нас неприемлема», – заявил министр.