Предложение о совместном использовании Габалинской РЛС в Азербайджане, сделанное Россией США, фактически было отвергнуто американцами. Вашингтон не исключает возможности размещения ПРО в Азербайджане, но продолжит развертывание элементов ПРО в Польше и Чехии.
Кондолиза Райс не уточнила, по каким географическим данным Чехия ближе к Ирану, чем Азербайджан
«Мы продолжаем переговоры с Чехией и Польшей, мы продолжаем переговоры с НАТО, – заявила в пятницу госсекретарь США Кондолиза Райс. – Мы делаем то, что будет наилучшим с точки зрения обеспечения нашей безопасности. Мы не случайным образом выбираем места для размещения элементов ПРО. Мы руководствуемся геометрией и географией, чтобы определить, как и где нужно перехватывать ракеты».
Она оговорилась, что от сотрудничества с Москвой в Азербайджане США не отказываются, однако размещение ПРО в Европе остается приоритетом. «Идея использования Габалинской РЛС не была отвергнута. Но нам нужно еще посмотреть, имеет ли смысл размещать ПРО в Азербайджане», – сказала она. Госсекретарь не уточнила, по каким географическим данным Чехия ближе к Ирану, чем Азербайджан.
В субботу министр иностранных дел Сергей Лавров, реагируя на заявление госсекретаря США Кондолизы Райс, призвал Россию и США вовсе заморозить всяческие переговоры по ПРО в Европе. «Необходимо заморозить размещение системы ПРО в Европе на период изучения и анализа, а также переговоров по этому вопросу, – цитирует Лаврова РИА «Новости». – Мы предлагаем США совместно и профессионально оценить, а также разобрать и прийти к всеобщему пониманию».
По мнению главы российского МИДа, совместное использование информации, которую предоставляет РЛС в Азербайджане, позволило бы США отказаться от планов развертывания ПРО в Европе. По словам Сергея Лаврова, главной нашей задачей является совместное реагирование на возникающие угрозы. Он отметил, что российское предложение не является дополнением к плану развертывания ПРО в Европе, а делает этот план вовсе ненужным.
Напомним, что с предложением использования совместно с США Габалинской РЛС Путин выступил на саммите «Восьмерки» в Хайлигендамме. Путин отметил, что Россия уже давно говорила, что «выход наших американских партнеров из Договора о противоракетной обороне является делом весьма неблагодарным». «И, как мы и говорили раньше, ведет к дестабилизации в сфере международной безопасности», – подчеркнул президент России.
Путин отметил, что планы США по размещению элементов ПРО в Восточной Европе, то есть у границ России, вызывают в Москве тревогу. «Не мы, а наши американские друзья собираются создавать противоракетную оборону против ракет, которых нет в природе», – сказал Путин.
Габалинская РЛС является частью системы раннего предупреждения о ракетных запусках, созданной еще в советские времена. Она способна мгновенно фиксировать старт баллистических ракет на расстоянии в тысячи километров. Одним из ее преимуществ является тот факт, что расположена она вблизи от границ Ирана – страны, вызывающей наибольшие опасения у США.
Он добавил, что на данный момент Иран располагает ракетами с максимальной дальностью менее полутора тысяч километров, а чтобы доставить боезаряд до Европы, необходимы ракеты с дальностью 4,5 тыс. км. Именно поэтому в случае использования Габалинской РЛС в Азербайджане у США отпадет необходимость разворачивать элементы ПРО в Европе, считает Путин.
«В этом случае, конечно, у нас будет отсутствовать всякая необходимость нацеливать наши ракеты на какие-либо объекты в Европе или в Соединенных Штатах. Такая необходимость полностью отпадает и исключается. Мы не будем размещать наши ударные ракетные группы ни на территории Калининградской области, ни подвигать их к западным границам Российской Федерации», – заявил Путин.
Глава Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, комментируя для газеты ВЗГЛЯД сложившуюся ситуацию , отметил, что размещение системы противоракетной обороны США в Польше и Чехии, несмотря на российское предложение по Габалинской РЛС, будет означать, что эта система направлена против России.
Кроме того, это будет свидетельством того, что американцы не способны мыслить стратегическими категориями современного мира, «где Россия и США не представляют друг для друга угрозу и где угрозы, когда они реальны, являются общими».
Заявление Кондолизы Райс показывает, что опасения Косачева имеют под собой все основания. Впрочем, у американцев еще есть возможность сменить курс. Вот только большой вопрос, захотят ли они ею воспользоваться.