Комитет по иностранным делам палаты представителей конгресса США на заседании во вторник одобрил законопроект, ужесточающий санкции против Ирана и запрещающий Белому дому любое новое сотрудничество в сфере ядерной энергетики с Россией и другими странами, оказывающими Ирану содействие в ядерной и ракетной области, сообщает РИА «Новости».
Американский бизнес боится, что приятие подобного документа не поддержит, а подорвет общемировое давление на Иран
Законопроект, внесенный в конгресс США 8 марта, был одобрен комитетом при 37 голосах «за» и одном голосе «против» на заседании под председательством главы комитета конгрессмена-демократа Тома Лантоса, который не раз выступал с критическими замечаниями в адрес России.
«У дипломатии в отношении Ирана нет никаких шансов, если она не подкреплена жесткими международными санкциями против режима в Тегеране», – заявил Лантос.
В документе подчеркнуто, что «никакое соглашение о сотрудничестве» в ядерной области между Россией и США не может быть подписано или вступить в силу, если президент США не подтвердит конгрессу, что Россия «прекратила все ядерное содействие Ирану, а также все поставки усовершенствованных обычных вооружений и ракет в Иран».
Напомним, генеральным подрядчиком строительных и монтажных работ первого энергоблока Бушерской АЭС в Иране, которая будет введена в строй в октябре, выступает как раз российское акционерное общество «Атомстройэкспорт». Общий объем сделки оценивается в миллиард долларов.
Запрет распространяется не только на соглашение о российско-американском ядерном сотрудничестве, но также на любые лицензии, экспорт или передачу «любых ядерных материалов, объектов, компонентов, а также иных товаров, услуг или технологий, имеющих отношение к такому соглашению». Однако на уже существующие соглашения по сотрудничеству в ядерной области, действующие на момент вступления законопроекта в силу, запрет не распространяется.
При этом конгресс требует от Белого дома неоспоримых подтверждений того, что «Иран прекратил свои усилия по разработке, созданию или получению ядерных взрывных устройств или связанных с этим материалов или технологий». В том случае, если какая-либо страна оказывает помощь ядерной программе Ирана, то о ядерном сотрудничестве с США ей придется забыть.
Кроме того, ужесточаются также и односторонние санкции США против иностранных компаний и фирм, которые инвестируют в экономику Ирана, расширяя тем самым список отраслей иранской экономики, на которые распространяются санкции. В законопроекте предусмотрен вводимый в течение 120 дней после принятия документа полный запрет на все виды импорта из Ирана в США, а также усилен запрет на экспорт американской продукции в Иран.
Документ предусматривает и отмену налоговых льгот для действующих в США дочерних предприятий зарубежных нефтегазовых компаний в том случае, если у данных организаций есть какие-либо проекты или инвестиции в добычу или переработку нефти или газа в Иране. Аннулируется и существующая на данный момент возможность для президента США своей властью вывести ту или иную зарубежную компанию или организацию из-под действия закона о санкциях против Ирана.
Однако в США все же боятся, что приятие подобного документа «не поддержит, а подорвет продолжающиеся усилия по расширению общемирового давления на Иран». Такое предположение было сделано тремя организациями крупного бизнеса в США, которые выразили обеспокоенность тем, что принятие нового закона приведет к ответным действиям со стороны зарубежных государств против США, а также к искам по линии ВТО.
Отметим, что одобрение документа произошло накануне встречи президентов Путина и Буша 1–2 июля в штате Мэн. На недавней встрече комитетов Госдумы РФ и конгресса США по международным делам говорилось о том, что на приближающемся саммите Владимир Путин и Джордж Буш могут окончательно согласовать договор между Россией и США о сотрудничестве в ядерной области. Первый зампред думского Комитета по международным делам Леонид Слуцкий после встречи заявил: «Буш и Путин, скорее всего, парафируют договор о ядерном сотрудничестве, а в течение 90 дней его утвердит конгресс».
Однако конгресс США с начала 1990-х годов и слышать не хотел о взаимодействии Вашингтона и Москвы в атомной энергетике, ссылаясь на ядерную помощь России Ирану.
С ужесточением же санкций против Ирана и после запрета на сотрудничество с Россией в сфере ядерной энергетики вероятность заключения договора резко снижается.
Между тем на днях Великобритания также инициировала новые санкции для Ирана, которые предусматривают запрет на посадку в иностранных аэропортах и заход в иностранные порты иранских самолетов и кораблей, ограничение их транзита и заморозку средств еще двух иранских банков. Эти меры направлены на принуждение Ирана к исполнению резолюции СБ ООН, предписывающей прекращение обогащения урана.
Отметим, на данный момент уже 73 государства присоединились к введенному Советом Безопасности ООН режиму санкций против Ирана в связи с его ядерной программой – 60 дней, отведенные мировым обществом Ирану для сворачивания ядерной программы, уже давно истекли. Тем не менее Тегеран не только не прекратил работы по обогащению урана, а наоборот, начал форсировать их.