В странах Евросоюза вводится уголовная ответственность за отрицание фактов геноцида и любые призывы к разжиганию межнациональной розни.
За отрицание геноцида европейские министры предлагают установить наказание – трехлетний тюремный срок
Прения, которые длились в течение шести последних лет, разрешились в пятницу на встрече министров внутренних дел Евросоюза в Люксембурге. Теперь воплощение этого решения в жизнь напрямую зависит от национальных парламентов стран, входящих в ЕС, которые должны принять соответствующие законы.
Решение, которое было принято в такой знаковый день (день рождения самого массового убийцы в новейшей истории. – Ред.), не отличается терпимостью и гибкостью по отношению к противникам холокоста. Так, например, за отрицание геноцида (в частности, убийства евреев нацистами во время Второй мировой войны и уничтожения населения Руанды в 1990-е годы), европейские министры предлагают установить наказание – трехлетний тюремный срок. Однако здесь министры поправили сами себя – санкции должны действовать только в тех случаях, которые признаны Международным уголовным судом. Например, убийства сербов в Боснии под статью не попадают.
Свою «скромную» лепту попытались внести в общее обсуждение представители Польши и стран Балтии. Они попытались протолкнуть в итоговый документ положения об уголовной ответственности за «преступления сталинизма». Однако их инициатива не нашла должного одобрения в Люксембурге.
Разработанная программа уже вызвала неоднозначные дискуссии среди общественных организаций. Так, представители еврейского мемориала Yad Vashem одобрили европейских министров, при этом указав, что «законы должны сопровождаться образовательной деятельностью».
В России решение европейских министров оценили положительно. Так, зампред комиссии по национальной политике при Совфеде сенатор Владимир Слуцкер заявил, что «наконец-то европейские государства начали принимать меры, соответствующие той опасности, которой охвачен мир». По его мнению, этим решением Европа признала, что на всей территории Евросоюза существует массовая эпидемия ксенофобии. «Одних карательных и запретительных мер недостаточно, – заявил Слуцкер газете ВЗГЛЯД. – Глобальные проблемы толерантности и борьбы с ксенофобией могут быть решены только в рамках новой межнациональной политики и новой идеологии».
«Осмысливая трагический опыт прошлого, нужно возвращаться по следу зла, осознавая, что корни явлений, приведших к катастрофе, еще не выкорчеваны. Очень хотелось бы видеть, что все страны Евросоюза пришли к полному согласию и единому мнению относительно отрицания холокоста. Это, безусловно, должно подпадать под список действий, которые признаются преступлением. Я надеюсь, что Евросоюз в конце концов придет к данному соглашению и все государства приведут в соответствие с этим свое национальное законодательство», – подчеркнул Слуцкер.
Однако не все российские эксперты уверены в том, что подобная практика может сработать где-то помимо стран Евросоюза. Глава комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Общественной палаты Валерий Тишков полагает, что «в принципе такие меры могут быть применимы только лишь в Европе и только лишь в отношении холокоста». «Геноцид других народов, например армянской нации, требует международных судебных процессов. Например, таких, какой был в Нюрнберге после Второй мировой войны. За пределами Европы реализовать такое очень сложно. Я уже не говорю о странах арабского мира, которые ничего не захотят слышать о таком понятии, как геноцид», – сказал Тишков корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.