В выходные Совбез ООН единогласно проголосовал за резолюцию, ужесточающую санкции в отношении Ирана. Она стала следствием нежелания Ирана подчиниться резолюции от 23 декабря 2006 года и прекратить обогащать уран. Тегерану дали 60 дней на то, чтобы привести свою ядерную программу в соответствие с требованиями ООН.
Два пункта соглашения
Санкции заденут все зарубежные компании, фирмы и организации, инвестирующие в нефтегазовую отрасль исламской республики
Новые санкции предполагают замораживание финансовых счетов 13 компаний и 15 физических лиц, причастных к ядерным программам Тегерана. Также вводятся визовые ограничения, эмбарго на поставку оружия из Ирана и призыв отказаться от продажи Тегерану вооружений и выделения кредитов.
Отметим, что ни о каком военном давлении на Иран в резолюции не сказано. Правда, США и Израиль рассматривают, пока неофициально, возможность ликвидации иранской ядерной программы путем военной операции.
Так как новая резолюция Совбеза ООН по Ирану исключает применение силы, постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин считает, что «России удалось отстоять по этому вопросу ранее занятую позицию». «В этой резолюции четко записано, что она принимается по статье 41 главы 7 Устава ООН, в которой говорится об экономических мерах воздействия, а это исключает возможность использования силы», – сказал Чуркин.
Пресс-секретарь иранского правительства Голам Хусейн Ильхам, выступая по государственному телевидению, заявил сегодня, что совет министров решил частично приостановить сотрудничество с МАГАТЭ до возвращения иранского досье в Совет Безопасности ООН.
Ильхам пояснил, что Тегеран «не будет соблюдать два пункта соглашения, подписанного с МАГАТЭ в феврале 2002 года, которые обязывают Иран информировать эту организацию о подробностях планирования и осуществления программы в отношении атомных объектов страны».
Президент страны Махмуд Ахмадинежад в ответ на резолюцию Совбеза ООН заявил, что Иран ни на секунду не остановит реализацию своей ядерной программы. Он заверил, что Тегеран пересмотрит отношения со странами, которые поддержали этот документ.
Глава иранского МИДа Манучехр Моттаки видит два пути решения этой проблемы. Первый базируется на переговорах. А второй – на конфронтации. «Исламская республика всегда предпочитала первый путь. Иран был готов на переговоры без предварительных условий. Мы готовы обсуждать любые вопросы и искать решения», – заявил Моттаки.
Санкции заденут Россию
Глава иранского МИДа Манучехр Моттаки |
Напомним, в прошлую пятницу девять американских сенаторов внесли в сенат законопроект о санкциях против Ирана, запрещающий двухстороннее сотрудничество между США и Россией в области ядерной энергетики. Сенаторы объяснили свой поступок тем, что Россия поставляла Ирану ядерные технологии, а также другое вооружение и ракеты.
«Акт 2007 года о борьбе с распространением в Иран» поступил для дальнейшего рассмотрения в сенатский комитет по иностранным делам, сообщили РИА «Новости» в секретариате палаты.
В тексте документа говорится, что в течение двух недель после принятия законопроекта санкции распространятся и на Россию. Однако президент США Джордж Буш может наложить вето, если «сертифицирует» конгрессу, что «Россия прекратила любое ядерное сотрудничество с Ираном и все поставки усовершенствованных обычных вооружений и ракет в Иран». Кроме того, Буш также должен подтвердить, что Тегеран закрыл свои программы по обогащению и переработке урана.
Если в течение 15 дней после утверждения законопроекта санкции вступят в силу, то согласно им Соединенные Штаты перестанут заключать соглашения о сотрудничестве с Москвой в ядерной области. Помимо этого, США перестанут выдавать лицензии для прямого экспорта в Россию любых ядерных материалов, объектов и технологий, имеющие отношение к соглашению о сотрудничестве в ядерной области.
Этим же законопроектом усиливаются существующие односторонние санкции США против Ирана. Правда, они могут распространиться лишь на финансовый и банковский секторы страны.
Санкции заденут все зарубежные компании, фирмы и организации, инвестирующие в нефтегазовую отрасль исламской республики, включая «нефть, побочные продукты нефтепереработки, сжиженный природный газ, танкеры, материалы для строительства или поддержания в рабочем состоянии трубопроводов».
При этом США не будут давать согласие на вступление в ВТО той стране, которая «осуществляет ядерное сотрудничество с Ираном, включая продажу или передачу любых материалов, товаров или технологий, помогающих обогащению урана или деятельности по переработке в Иране», и «вносит вклад в ракетную программу Ирана».
Представителю президента США на торговых переговорах запрещено «предпринимать любые действия, которые предоставляли бы режим наибольшего благоприятствования во внешней торговле и вели бы к вступлению в ВТО любой страны, которая представляет гарантии компаниям, инвестирующим в Иран».