20 лет назад заработала комиссия Мосгорисполкома по вопросам индивидуальной и трудовой деятельности. Тогда и началась бурная эпоха развития мелкого и среднего бизнеса. В юбилейный для предпринимателей год в Москве и других городах пройдут выставки, конференции, круглые столы, чтобы еще раз проанализировать накопленный за два десятилетия опыт и сделать сферу мелкого предпринимательства еще эффективнее.
Молодежь, получая финансовое образование, не стремится открывать собственное дело
Президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Александр Иоффе предложил свою хронологию развития частного предпринимательства. Первым этапом он считает период с 1987 по 1990 год, когда коммерция только начинала свой путь. Тогда около 20 тыс. граждан, желающих найти легкую дорогу к чистогану, бросились открывать торговые точки и другие мелкие фирмы.
Жителям Москвы памятны бывшие киоски Союзпечати, превращенные в ларьки, где сигареты соседствовали с «вареными» джинсами, а те в свою очередь с самодельными гамбургерами из котлеты и двух кусков хлеба. Иоффе называет этот этап «романтическим», так как немногие рискнули вложить деньги в собственное дело.
Второй этап длился с 93 по 97 год. «Это был настоящий взрыв», – вспоминает Иоффе. По данным статистики, тогда в бурные волны мелкого предпринимательства только в Москве бросилось больше 190 тыс. человек. Затем наступил резкий спад, вызванный обесцениванием рубля в 1998 году. Сейчас в Москве зарегистрировано примерно 3 тыс. малых предприятий. Почти 60% из них работают в сфере торговли. В столичной сфере малого и среднего предпринимательства занято около 2 млн человек. В прошлом году работу получили 70 тыс. человек.
В Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства правительства Москвы, рассказал его глава Михаил Вышегородцев, собираются принять программу по развитию малого и среднего бизнеса. В ней содержится несколько приоритетных направлений, которые, по мнению чиновников, необходимо развивать как можно скорее.
По мнению Вышегородцева, бизнес стареет. Молодежь, получая финансовое образование, не стремится открывать собственное дело. Большинство молодых специалистов хотят попасть управленцами в банки или на позиции менеджеров в крупные компании. Поэтому московское правительство намерено прежде всего поддерживать тех, кто хочет развивать производство. Но здесь есть проблема – нехватка площадей. Правда, чиновники пытаются поправить ситуацию: недавно запущена специальная программа по строительству нежилых помещений.
Московские власти также намерены поддержать тех предпринимателей, которые захотят развивать жилищно-коммунальное хозяйство. В новом Жилищном кодексе ясно сказано о том, что управление жилищными фондами поручается частникам. На сегодня только 15% городского заказа лежит на плечах частных структур. Однако уже сейчас есть несколько сфер, где мелкий и средний бизнес участвует весьма активно, – например озеленение городских улиц. Здесь его доля – 60–70%.
Особое внимание городские чиновники уделят развитию ремесленничества и бытовым услугам. Городские власти готовы вложить деньги в строительство более 100 новых торгово-выставочных комплексов, которые появятся в аэропортах, вокзалах и крупных торговых центрах.
Иностранные туристы в скором времени будут покупать качественных матрешек и прочие исконно русские поделки. «Это не китайский ширпотреб, а качественная продукция», – гордо заявил городской чиновник. Для оригинальных дизайнерских решений своими идеями согласен поделиться модельер Валентин Юдашкин.
Сами малые бизнесмены по-прежнему чувствуют недостаточное внимание со стороны городских властей. До сих пор актуальны бюрократический барьер, теневая экономика и несовершенное законодательство. «Не секрет, что подавляющее число предприятий имеют в своих оборотах цифры, не попадающие в официальную статистику.
По разным оценкам, порядка 30–40% доходов проходит мимо официальной отчетности. Однако это негативное явление объясняется не только корыстными целями, но иногда и невозможностью работать в открытых условиях, когда налоговые сборы превышают уровень доходов малого бизнеса», – сказал Александр Иоффе газете ВЗГЛЯД.