Иран по-прежнему остается одним из главных факторов мировой политики.
Дональд Керр рассказал, что у Ирана есть ядерные объекты для создания оружия, но сейчас разработки действительно не ведутся
На заседании министров стран Евросоюза и НАТО, которое прошло в четверг в Брюсселе, политики решили, что сменять позицию по Ирану не целесообразно.
Поэтому ждать отказа от введения новых санкций не стоит. Однако Тегерана призвали к открытому диалогу по ядерной программе с целью найти компромисс.
Генсек ООН Пан Ги Мун пояснил, что введение новых санкций связано с неподчинением Ирана предыдущим резолюциям Совбеза ООН. «Важно, чтобы Иран подчинился ранее принятым резолюциям Совета Безопасности.
В противном случае в компетенции самого СБ ООН определить, какие новые меры могут быть введены в ответ на несоблюдение санкций», - предупредил генсек ООН.
Позиции НАТО и ЕС мог изменить сенсационный доклад американской разведки. В утверждается, что Иран отказался от разработки ядерной бомбы в 2003 году.
Тегеран назвал появление доклада победой своей ядерной программы . Если президент Ирана Махмуд Ахмадинежад сразу заявил о «нейтрализации козней врагов», то официальный представитель МИД Ирана Мохаммад Али Хоссейни опроверг утверждения американской разведки о проведении в Иране исследований в сфере военного атома до 2003 года. Дипломат назвал донесение «ошибочном и не соответствующим действительности».
Пользуясь случаем, Ахмадинежад заявил, что Иран не откажется от ядерной энергетики, поэтому стране необходимо построить 50 тыс. центрифуг для обогащения урана. «Если мы хотим ежегодно обеспечивать ядерным топливом одну иранскую АЭС, нам необходимо иметь 50 тысяч центрифуг»,- сказал Ахмадинежад.
«В свое время, когда мы установили каскад из 164 устройств, недруги Ирана предупредили - остановитесь на этом, иначе мы вас накажем. Но мы приступили к созданию ядерного топлива в промышленных масштабах»,- добавил он.
Ахмадинежад указал, что резолюции Совбеза ООН не смогли заставить иранский народ отступить от своих законных прав на овладение мирной ядерной энергией.
Поэтому несмотря ни на какие международные санкции Иран обогащает уран. Но пока мощностей не хватает. 3 тысячи центрифуг на заводе в Натанзе, по оценкам МАГАТЭ, достаточно лишь для начала промышленного производства ядерного топлива.
Сейчас на юге Исламской Республики российские специалисты завершают строительство первой иранской АЭС «Бушер». Ее пуск и работа пока зависят от поставщиков топливных сборок (твэлов).
В США пока разбираются, что на самом деле означает доклад и чего стоит ждать в будущем. В четверг на слушаниях в палате представителей конгресса США первый замдиректора национальной разведки США Дональд Керр рассказал, что у Ирана есть ядерные объекты для создания оружия, но сейчас разработки действительно не ведутся.
Это повод полагать, что Тегеран в любой момент может начать производить ядерные вооружения. «Мы говорили лишь о том, что по крайней мере часть иранской программы была свернута в 2003 году», - заявил господин Керр.
Он добавил, что у Ирана есть «самый важный» компонент своей ядерной программы – возможность обогащать уран, и предположил, что Тегеран по-прежнему стремится обзавестись ядерным оружием.
В свою очередь глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммед аль-Барадеи заявил, что после обнародования доклада Иран «в определенной степени оправдан» в глазах мировой общественности. Правда, он призвал Тегеран прояснить многие моменты.
Аль-Барадеи призвал Тегеран «тесно работать с МАГАТЭ», потому что новые данные, «совпадающие с оценками МАГАТЭ», открывают путь для дипломатического решения ситуации. «Не нужно рассматривать Иран как неотвратимую угрозу», - заявил он.