Оппозиция, возмущенная прозвучавшим накануне отказом президента Михаила Саакашвили назначить выборы в парламент на будущую весну, решила перейти от митинга к более эффективным методам воздействия.
Парламент не имеет морального права продолжать работу в условиях, когда на проспекте Руставели проводится многотысячная акция протеста
Перед зданием МВД – а эта структура считается опорой властей – был открыт «коридор позора»: представители молодежных организаций образовали живой коридор для сотрудников ведомства, предлагая им отказаться от службы нынешней власти. Но основные события по-прежнему развернулись на проспекте Руставели.
От имени совета оппозиционных партий и движений представитель Республиканской партии Давид Усупашвили заявил, что Михаил Саакашвили более не может считаться главой государства, поэтому оппозиционеры концентрируются на председателе парламента Нино Бурджанадзе.
«По конституции она (как второй человек в государстве) должна взять ответственность за происходящее», – сказал он.
После этого часть лидеров оппозиции объявила голодовку перед парламентом: депутат Леван Гачечиладзе, лидер Народной партии Коба Давиташвили, глава движения «Мы сами» Паата Давитая. А сторонники оппозиции взялись за руки и окружили массивное здание парламента, где в это время совещались представители властей.
Председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе, к которой отныне апеллируют оппозиционеры, сохраняет внешнее спокойствие. Видимо, еще и потому, что понимает: в случае установления между ней и оппозицией «сепаратных» контактов ее предадут анафеме президент и его окружение.
В унисон с Михаилом Саакашвили Бурджанадзе заявила: «Часть политических сил напрямую получает финансирование из России. Материалы, подтверждающие это, обнародуются».
На еженедельном заседании бюро высшего законодательного органа Нино Бурджанадзе подтвердила, что позиция большинства в отношении сроков проведения выборов однозначна – осень 2008 года. «О сроках проведения выборов большинство дискутировать не собирается, и это подтвердил в своем вчерашнем выступлении и президент Грузии», – заявила спикер.
В это время парламентская оппозиция говорила, что и сейчас работать в парламенте невозможно, так как за его окнами – митинг. Лидер оппозиционной фракции «Наша Грузия» Валерий Гелбахиани заявил: «Парламент не имеет морального права продолжать работу в условиях, когда на проспекте Руставели проводится многотысячная акция протеста». Он предложил приостановить его работу до нормализации ситуации.
Нино Бурджанадзе заметила, что «политические протесты – это одно, а законотворческая деятельность – другое. Мое категорическое требование – чтобы парламент и другие государственные учреждения продолжили работу в адекватном режиме».
В эти дни в Тбилиси много говорят об адекватности. Депутат от оппозиционной партии консерваторов Звиад Дзидзигури предложил матери президента Гиули Аласании повлиять на сына. Но она заявила в интервью газете «Квирис палитра» («Палитра недели»): «Большинство населения Грузии довольно жизнью».
«Я не вижу ничего тревожного, в нашей стране демократия, народ может выражать свое мнение», – сказала она.
Власти продолжают акцентировать внимание на том, что за дестабилизацией может стоять бизнесмен Бадри Патаркацишвили. «Оппозиция – это не патриоты, а бадриоты», – сказал мэр Тбилиси Георгий (Гиги) Угулава.
Но и сторонники власти уже не монолитны. Вчера депутат Гугули Маградзе, кстати, подруга матери президента Саакашвили, сказала, что выборы желательно провести весной. За это ей ответили отчислением из большинства, не спасла и дружба с Гиули Аласанией.
А сегодня аналогичную позицию в поддержку проведения выборов весной зафиксировали еще два депутата, которые ранее не отличались симпатиями к оппозиции. Это экс-министр экономики Владимир (Ладо) Папава и Джумбер Патиашвили, бывший первый секретарь ЦК КП Грузии, а в 1995 году соперник Эдуарда Шеварднадзе на президентских выборах.
Завтра, во вторник, 6 ноября, – день рождения Ираклия Окруашвили. Ему исполнится 34 года. Среди митингующих по-прежнему говорят, что он, выдворенный за пределы страны, готовится вернуться в Тбилиси для участия в акциях оппозиции.