Сколь головокружительной была карьера 34-летнего Ираклия Окруашвили после революции роз ноября 2003 года, столь же головокружительные приключения выпали на его долю за последние два месяца.
Прокуратура Берлина подтвердила, что с просьбой об аресте Окруашвили ранее к ним обращалась грузинская сторона
После отлучения от власти президента Эдуарда Шеварднадзе Ираклий Окруашвили, работавший в команде Михаила Саакашили еще тогда, когда тот возглавлял Минюст шеварднадзевского правительства в 2000–2001 годах, сначала губернаторствовал в регионе Шида Картли (соседний с непризнанной Республикой Южная Осетия), затем занимал пост Генпрокурора, потом министра внутренних дел, следующая остановка – Минобороны (2005–2006 годы).
Самым недолгим – всего неделю – стало его пребывание в ноябре прошлого года в должности министра экономического развития, после чего Окруашвили, на каждом этапе карьерного пути получавший лестные отзывы Михаила Саакашвили, покидает правящую команду.
Сразу же возникают подозрения о расколе, которые находят подтверждения в сентябре этого года. Ираклий Окруашвили презентует оппозиционное движение «За единую Грузию».
В тот же вечер Окруашвили в прямом эфире запрещенной ныне властями телекомпании «Имеди» выступает со скандальными разоблачениями по адресу Михаила Саакашвили и его ближайшего окружения.
Звучат, в частности, рассказы о лоббировании Михаилом Саакашвили интересов своей семьи при заключении крупных финансовых сделок, подготовке вторжения грузинской армии в Южную Осетию, о разработке плана раскола Грузинской православной церкви, наконец, о планах Саакашвили ликвидировать бизнесмена Аркадия (Бадри) Патаркацишвили. Естественно, власти это категорически опровергают, обвиняя в антигосударственном сговоре Патаркацишвили и Окруашвили.
Спустя два дня после телевизионных откровений Окруашвили арестован. Во время допроса «ястреб» грузинской политики, прославившийся жесткими заявлениями по адресу Москвы и непризнанных республик, кается в том, что лгал.
Но общественность Грузии, согласно всем опросам, верит его первому выступлению – в эфире телекомпании «Имеди».
Еще несколько дней, и Окруашвили выходит на свободу под залог в 10 млн лари (более 6 млн долларов) на период двухмесячного предварительного следствия. При этом Окруашвили говорит, что не знает, кто внес этот залог. В это время грузинская оппозиция, получившая от признаний Окруашвили дополнительный стимул, готовит акции протеста.
Перед их началом Окруашвили буквально выдворяется из Грузии в Мюнхен.
По официальной версии – по личной просьбе, лечиться. Сам Окруашвили из Германии в эфире всё той же телекомпании рассказывает, что его вынудили покинуть Тбилиси, чтобы не дать участвовать в митингах. И говорит, что давал признательные показания в заключении под давлением.
По информации берлинского издания, Окруашвили арестовали вечером во вторник. Прокуратура Берлина подтвердила, что с просьбой об аресте Окруашвили ранее к ним обращалась грузинская сторона.
Окруашвили обвиняется по четырем статьям УК Грузии: взяточничество, осуществленное организованной группой с вымогательством; отмывание денег; злоупотребление служебными полномочиями; служебная халатность.
Всё это грозит ему 25-летним заключением. В Тбилиси говорят, что Окруашвили может попросить в Германии политическое убежище. Его семья сейчас находится в Грузии.
Еще 15 ноября Ираклий Окруашвили был объявлен в розыск грузинскими правоохранительными органами в связи с неявкой в прокуратуру для дачи показаний. В эти дни в Тбилиси ведется судебный процесс против него – заочный. При этом защите Окруашвили отказано в ходатайствах, в том числе в вызове в суд депутатов, которые контролировали расходы Минобороны – Николоза Руруа, Георгия Таргамадзе, Бессариона Джугели и Давида Киркитадзе.
При этом суд решил повторно арестовать Окруашвили.
«Наше законодательство не предусматривает арест человека дважды. Это совершенно некомпетентное и неадекватное решение, которое имеет тенденциозный характер. С каким бы ходатайством ни вошла прокуратура, суд все удовлетворяет», – заявила адвокат Ираклия Окруашвили Эка Беселия.
Сейчас в Тбилиси ждут, как решится судьба опального сподвижника Саакашвили. В недавнем телеинтервью тот наотрез отказался говорить о недавнем друге.