Во вторник утром Турция начала военную операцию против сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК), которую турки считают террористической, и в этом с ними солидарны официальные представители ООН и ЕС.
В Ираке бытует мнение о том, что приписываемые курдам теракты на самом деле инспирируются турецкими спецслужбами
По сосредоточению курдских боевиков в горных районах, разделяющих Турцию и Ирак, были проведены широкомасштабные удары артиллерии, а всего на территорию «потенциально независимого Курдистана» упало около 200 снарядов.
В провинции Ширнак и Хаккари уже переброшены дополнительные армейские формирования и бронетехника. Дабы не допустить возможного перехода боевиков на сопредельную территорию Ирака, огонь по приграничной территории – «курдскому коридору» – ведется практически непрерывно.
Скорее всего, решение о столь масштабной операции против курдов было принято во вторник на совещании премьер-министра Турции Тайипа Эрдогана и президента Абдуллы Гюля с начальником Генерального штаба страны. По итогам встречи было распространено заявление о том, что уже в ближайшее время турецкие власти примут решительные меры для противодействия террору РПК. Вплоть до «полной ликвидации», причем война будет вестись «самого разного характера».
Формальный повод – гибель в минувшее воскресенье 15 военнослужащих на юго-востоке страны. Боевики совершили нападение на подразделение, которое несло службу в Ширнаке. Таких потерь в течение одних суток армия Турции не несла в боях с курдами с 1995 года. 13 военных предположительно были убиты устроившими засаду курдами, еще двое подорвались на мине у города Диярбакыр.
Возможно, что турецкая армия пойдет и дальше. В том смысле, что переступит границу с Ираком или как минимум проведет в Северном Ираке трансграничную армейскую операции. Такое развитие событий для нынешних властей Турции явно выглядит предпочтительным.
Вторжением в Северный Ирак Эрдоган грозил неоднократно, благо меры, предпринимаемые правительством Ирака и оккупационными силами США против сепаратистов, он находит «недостаточными». Против такого развития событий выступают Багдад и Вашингтон.
В июне турецкая армия уже проводила операцию против баз курдских боевиков в Ираке, но в сентябре Анкара и Багдад подписали совместное соглашение о борьбе с терроризмом. Оно предусматривает совместное противодействие РПК, однако исключает односторонние действия турков на иракской территории.
С тех пор иракские власти (и покровительствующие им Штаты) не разрешают турецкой армии проводить трансграничные операции на севере и преследовать боевиков вглубь страны. Хотя именно с территории Северного Ирака боевики совершают вооруженные вылазки в Турцию.
Однако сейчас риторика Штатов может и измениться. По крайней мере, генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер уже осудил теракт в Турции и, что гораздо важнее, всецело поддержал действия Эрдогана по борьбе с терроризмом. «Турция заслуживает полной поддержки своих союзников, НАТО будет продолжать неуклонную борьбу с терроризмом. Мы не можем позволить террористам победить», – подчеркнул он.
По данным турецких военных, общая численность боевиков РПК составляет около 5 тыс. человек. Из них около 3 тыс. базируются в Северном Ираке. Любые переговоры с сепаратистами Турция для себя исключает и уже давно провозгласила курс на «полное уничтожение» боевиков.
Напомним, что борьбу за независимость курды ведут с 1984 года и конфликт унес уже около 40 тыс. жизней. Районы, бомбежку которых сейчас ведет турецкая артиллерия, апочисты рассматривают как одну из составных частей будущего независимого государства. В целом же «независимый Курдистан» разделен между Турцией, Сирией, Ираком и Ираном.
Наиболее ожесточенно курды сражаются именно с турками, в то время как Иракский Курдистан – некий центр повстанцев, основа «будущего государства». Возможно, многолетняя мечта курдов скоро осуществится. В понедельник президент Ирака Джаляль Талабани (кстати, курд по национальности) не исключил разделения Ирака на три части, одна из которых отойдет курдам.
Напомним, что на территории условного Курдистана, рассеченного сейчас на четыре доли, курды проживали многие тысячи лет, сохранив собственный язык, культуру и традиции. Попытки ассимилировать курдов не приводили ни к чему.
Сепаратисты вновь активизировали свои усилия пару лет назад. Но начиная с 1998 года громких боевых акций и вылазок они не предпринимали. Тогда в поддержке РПК под давлением Турции отказала Сирия, из страны был выслан лидер апочистов Абдулла Оджалан (от его прозвища Апо, то есть «дядя», и ведут свое название апочисты), сейчас он помещен в одну из турецких тюрем на пожизненное заключение.
Что характерно, в Ираке бытует мнение о том, что приписываемые курдам теракты на самом деле инспирируются турецкими спецслужбами с целью получить предлог для ввода войск в Северный Ирак.