Кандидат в президенты США сенатор-республиканец Джон Маккейн опубликовал в журнале Foreign Affairs статью. В ней он изложил свою внешнеполитическую платформу. Текст вышел настолько монументальным, что избирательный штаб политика распространил его в качестве предвыборного документа.
У республиканцев, которые относятся к России с подозрением и скептицизмом, на первом плане стоят внешнеполитические акции России
Высказавшись по самым актуальным вопросам внешней политики, сенатор не обошел вниманием и Россию. Он уверен, что Западу нужен новый подход к «реваншистской России». «Сегодня мы видим в России уменьшение политических свобод и руководство, в котором преобладает группа бывших офицеров разведки», – констатирует господин Маккейн.
Он добавляет, что Россия притесняет демократических соседей (Грузию) и пытается манипулировать зависимостью Европы от российских нефти и газа.
Здесь нужно отметить, что тезисы Маккейна не новы. За энергетический рычаг Москву порицают с тех самых пор, как цена на энергоносители стремительно поползла вверх, а Россия ясно дала понять, что государство намерено контролировать стратегические для страны отрасли.
Чтобы повлиять на Россию, сенатор-республиканец предлагает выработать новый подход с помощью «Большой восьмерки» и НАТО. «Мы должны начать с того, что гарантируем превращение G8 – группы восьми высокоиндустриальных стран – снова в клуб ведущих рыночных демократий, в который нужно включить Индию и Бразилию и из которого нужно исключить Россию», – цитирует отрывок из статьи Маккейна РИА «Новости».
Развивая мысль, автор предложил западным странам заявить о том, что «солидарность НАТО от Балтийского моря до Черного – неделима» и что альянс открыт для всех демократий.
Если Джон Маккейн победит на внутрипартийных праймериз и одолеет главного выдвиженца от демократов, то, въехав в Белый дом, он прежде всего оживит трансатлантическое партнерство во внешней политике. Кроме этого, по его мнению, поддержка Соединенными Штатами свободы и главенства закона в России недостаточна, поэтому США нужно расширить программы.
При этом Штаты должны подчеркнуть, что «настоящее партнерство остается открытым для Москвы, если она этого хочет, но такое партнерство должно включать обязательства быть ответственным игроком за рубежом и внутри страны».
«Америке нужен президент, который восстановит предназначение нашей страны и ее положение в мире, нанесет поражение террористам и противникам, которые угрожают свободе у себя внутри и за рубежом, а также установит долгосрочный мир», – заявил господин Маккейн.
Шансы сенатора на победу довольно высоки. Предвыборный штаб Маккейна сообщает о поддержке его кандидатуры четырьмя бывшими госсекретарями – Генри Киссинджером, Робертом Шульцем, Александром Хейгом и Лоуренсом Иглбергером.
Согласно результатам соцопроса, проведенного Службой Гэллапа, положительно к кандидатуре Маккейна относятся 46% американцев, и 37% – негативно.
У Маккейна один из самых маленьких бюджетов праймериз среди республиканцев. В его кармане 1,6 млн долларов. Кроме того, Маккейн задолжал более 1,7 млн долларов. Правда, у него есть еще 1,8 млн долларов, которыми он воспользуется лишь в том случае, если выиграет праймериз.
Тема России постоянно всплывает в политических дебатах между претендентами на пост главы США. Как отмечала в августе газета Chicago Tribune, о недоверии к России чаще других говорят второстепенные участники предвыборной гонки, к которым относят демократа Джона Эдвардса и республиканца Джона Маккейна.
Однако замдиректора Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин не видит связи между «разрядом» политика и критикой России. Он напомнил, что Джон Эдвардс принадлежит к тем кругам Демократической партии, которые традиционно ставят на видное место вопросы демократии и прав человека, и «в этой связи его позиция последовательна».
Он был одним из политических спонсоров доклада «Россия идет неправильным путем», который в 2006 году опубликовал Совет по международным отношениям. «Так что здесь я бы выделил довольно последовательную линию», – сказал господин Тренин газете ВЗГЛЯД.
С Маккейном сложнее. Он принадлежит к влиятельным силам республиканцев и при этом смотрит на Россию «в отвлеченном ключе геополитических комбинаций». Понять основания для маккейновской критики России сложно, но эксперт не стал бы сбрасывать со счетов его прошлое. Сенатор провел несколько лет во вьетнамском плену.
«Возможно, он тогда получил какой-то опыт общения не только с вьетнамцами, но, может быть, с их тогдашними «старшими братьями», – предположил Дмитрий Тренин.
А идея Маккейна исключить Россию из G8 не нова. Он очень давно поддерживает это решение. Политолог объясняет это тем, что в Республиканской и Демократической партиях есть группы, которые к российской политической системе и внешнеполитическим шагам относятся крайне отрицательно.
«Если у демократов, придерживающихся такой ориентации, на первом плане находится проблематика демократии, то у республиканцев, которые относятся к России, мягко говоря, с подозрением и скептицизмом, на первом плане стоят внешнеполитические акции России», – пояснил господин Тренин.
Тем не менее, в стане демократов и республиканцев есть политики, которые такие взгляды на Россию не разделяют, подчеркнул политолог.