Как рассказал газете ВЗГЛЯД генеральный директор аналитического агентства «Бэкграунд» Денис Терехов, в моду молодежные организации вошли в 2004–2005 годах, что было обусловлено событиями на Украине.
Обветшавшие костюмы
Молодежная уличная активность в 2006 году – это донашивание за украинцами костюмов прошлого сезона
По словам политолога Павла Данилина, в это время на улице царили молодежное «Яблоко» и «Оборона». «Серьезную активность проявляли нацболы, тогда еще не связанные накрепко с либералами. Также на площади удавалось выводить значительное количество социалистов из Авангарда красной молодежи (АКМ), Союза коммунистической молодежи (СКМ) или же под эгидой Молодежного левого фронта», – продолжает перечислять политолог.
В 2006 году ситуация резко изменилась. Золотой век младооппозиции миновал, «оранжевый кошмар» «Кмары» и «Поры» забылся. Юные яблочники, лимоновцы и оборонщики окончательно сдали улицу. «Значительная часть организаций, бывших на слуху в 2004–2005 годах, исчезла либо перестала появляться на страницах СМИ. В основном по причине бессмысленности или невнятности проводимых акций», – поделился своим мнением с газетой ВЗГЛЯД Павел Данилин.
Былых красок мероприятия младооппозиции лишились по вполне уважительной причине.
Осознав, что устроить ремейк украинских событий на российской сцене не получится, опальные олигархи прекратили финансировать юных оппозиционеров. «Молодежная уличная активность в 2006 году – это донашивание за украинцами костюмов прошлого сезона», – считает Денис Терехов.
По словам Павла Данилина, лидер молодежного «Яблока» и экс-глава «Обороны» Илья Яшин* только единожды в 2006 году был обласкан вниманием СМИ: когда в компании Маши Гайдар свесился с Каменного моста. «Причем внимание Илье Яшину было уделено лишь по остаточному принципу – главный пиар сорвала Мария Гайдар», – подчеркнул в разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД политолог.
С нацболами ситуация еще более плачевная. Павел Данилин уверен, что, после того как вождь НБП Эдуард Лимонов «пошел на поклон к клевретам Ходорковского», заключил союз с Гарри Каспаровым и «склонился перед экс-премьером Михаилом Касьяновым», которого лимоновцы раньше забрасывали яйцами, рядовым нацболам «стало абсолютно непонятно, что они делают в одной организации с Эдуардом Савенко». В результате состав НБП сократился с 10 тыс. до 1,5 тыс. человек. А акции нацболов не привлекают к себе внимания ни массовостью, ни экспрессивностью. «Попытки захватить очередной туалет то в Госдуме, то в приемной какой-нибудь крупной корпорации откровенно похожи на отработку коммерческого заказа», – говорит Павел Данилин.
Мальчики за 15 долларов
«Молодая гвардия» – единственная политическая структура, которая дает реальный шанс ребятам поучаствовать в выборах как кандидатам |
Павел Данилин подчеркивает, что «Молодая гвардия» – единственная политическая структура, которая не только декларирует своей главной целью открыть молодежи путь в политику, но и через «Политзаводы» дает реальный шанс ребятам поучаствовать в выборах как кандидатам. Юные соратники единороссов запустили ряд масштабных обучающих программ, активно проявляют себя в Интернете и заочно перенимают у «Наших» опыт проведения грандиозных уличных мероприятий. «В целом именно эта структура представляется на провластном фланге самой мобильной, самой инициативной и самой продвинутой», – поведал газете ВЗГЛЯД политолог.
Все то же самое, по его мнению, можно сказать и о «Местных». С той лишь разницей, что молодогвардейцы ориентированы на Россию в целом, а «Местные» – только на Подмосковье. «У «Местных» нет, конечно, такой мощной поддержки, как у молодогвардейцев, но они создают активные и успешно действующие сообщества в разных районах Московской области, а также проводят содержательные акции», – говорит Павел Данилин. По его словам, обе организации в 2006 году «привнесли в молодежную политику довольно высокий уровень гражданского сознания и содержательность».
Впрочем, не стоит забывать и о припартийных молодежных структурах. Ближе к федеральным выборам СПС, ЛДПР и КПРФ наверняка расправят свои молодежные крылья. По мнению экспертов, в среднем актив этих организаций колеблется в районе 800–1500 человек. Однако ни граждан, ни прессу акцией на 1 тыс. участников уже не удивишь. Значит, для массовки этим организациям придется привлекать пикетчиков со стороны. То есть пользоваться услугами студентов и пенсионеров, готовых за определенную мзду помитинговать на морозе.
По оценкам Дениса Терехова, количество студентов, которые в Москве за деньги выйдут на улицу под любыми флагами, составляет примерно 15–20 тыс. человек. Рассчитывая бюджеты, организаторы мероприятий обычно исходят из того, что каждому стороннему участнику придется заплатить 10 долларов. При этом 3–4 доллара оставляют себе штабисты, которые готовят акцию.
Если митинг долгий, то есть длится больше часа, базовая ставка возрастает в 1,5–2 раза. Несанкционированное или сомнительное мероприятие также оплачивается по более высокому тарифу: 20–30 долларов на человека. Данную сумму придется выделить и пришедшим на пикет пенсионерам. Ну а если есть вероятность стычек с милицией, цена взлетает до 50 долларов на участника. Правда, собрать на такую акцию больше 100 человек вряд ли удастся.
В 2007 году ставки, скорее всего, возрастут. Учитывая, что курс доллара постоянно падает, а выборы приближаются, по прогнозам экспертов, политическим силам, не имеющим крепкого молодежного актива, придется платить студентам по 15 долларов в час.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом