Судя по всему, ставить точку в споре о том, где быть Конституционному суду, еще рано. Хотя формально депутаты и сенаторы не возражают против переезда судей в Питер. Вопрос в том, дадут ли судьям шанс остаться одной ногой в столице, а другой в городе на Неве.
Между Ильинкой и Галерной
Они настолько присосались к Москве, что уже не хотят ехать даже в Петербург, хотя им предлагают роскошные условия
Депутаты сочли, что такой «шпагат» получится смертельным. В конце декабря Госдума приняла вариант законопроекта, по которому суду запрещалось проводить выездные заседания в любом другом месте, кроме Петербурга. Кроме того, КС не разрешили открыть постоянное представительство в Москве, ограничившись филиалом аппарата.
Казалось, в таком виде закон одобрят в Совфеде, затем его подпишет президент, и уже к середине 2008 года судьи отправятся в Северную Пальмиру обживать казенные квартиры и любоваться прекрасным видом на Неву из окон отреставрированного по этому случаю здания Сената и Синода на Галерной улице. Не угадали.
В самый канун Нового года сенаторы, можно сказать, подложили депутатам свинью. Вышеописанный сценарий переезда в верхней палате сочли экстремальным. В нем сенаторы разглядели угрозу независимости суда. И потребовали вернуть КС право устраивать выездные заседания и иметь свое представительство в Москве. Фактически это означало, что судьи лишь изредка будут навещать Питер, а остальное время под разными предлогами проводить на Ильинке.
Недолго думая сенаторы вернули закон на доработку. Искать компромисс решили в рамках согласительной комиссии. И уже на пленарном заседании в пятницу депутаты утвердили ее состав, в который войдут по пять представителей от обеих палат парламента. Парламентарии должны договориться уже к концу января.
Технологический компромисс
Владимир Плигин |
Но судя по всему, депутаты решили не сдаваться. Хотя совсем недавно они же заверяли, что готовы пойти навстречу коллегам из верхней палаты. По сведениям из думских кулуаров, депутатам не понравилось нарушение неписаного протокола. Совфед и впрямь решил не церемониться, а спустил в Госдуму проект постановления со своим вариантом закона. В нем попросили изъять из документа нашумевшие поправки и слегка поправить статью закона, в которой говорится о материальном обеспечении судей.
Такая практика согласительных процедур возмутила профильный комитет Думы. «Нам, видимо, необходимо доработать практику проведения таких процедур, – высказал газете ВЗГЛЯД свои сомнения глава Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин. – Депутатам задаются очень точные рамки работы и пределы возможностей в рамках этой комиссии». «Нам долго говорили о компромиссе, но он получается каким-то технологическим, а не по сути, – сообщил газете ВЗГЛЯД зампред комитета Александр Москалец. – Мол, мы вас слушать не намерены, соглашайтесь с нашим вариантом». По мнению Москальца, Совет Федерации «слишком сильно увлекся, что настораживает». Правда, пояснять свой намек Москалец не стал.
В том, что у депутатов еще остался порох в пороховницах, газету ВЗГЛЯД заверили и другие члены согласительной комиссии. «Если мы согласимся с сенаторами, то судьи будут приезжать в Питер на побывку, когда там светит солнце, а все остальное время сидеть в Москве, – заявил газете ВЗГЛЯД депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов. – Это не дело, они настолько присосались к Москве, что уже не хотят ехать даже в Петербург, хотя им предлагают роскошные условия. Степень величия этих людей удивляет, они не готовы покидать свои окопы».
«Судьи не хотят ехать в Питер, ссылаясь на плохую погоду, все остальное – придирки, – согласился в беседе с газетой ВЗГЛЯД и единоросс Александр Харитонов. – Но я уверен, что со временем все встанет на свои места, когда на смену нынешним судьям придет новое поколение». Депутат заверил, что комиссия решит судьбу судей «никуда не торопясь». «Слишком много эмоций, – также считает Александр Харитонов. – Но мы будем воздействовать на сенаторов не только с помощью разума – у нас есть и другие механизмы влияния». Правда, о каких именно «механизмах» идет речь, депутат не уточнил.