Последний пример – отношение к референдуму в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике, прошедшему 17 сентября. В голосовании приняли участие 78,6% избирателей.
Международное сообщество демонстрирует избирательное отношение к праву на самоопределение
На вопрос «Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к РФ?» положительно ответили 97,1%, отрицательно – 2,3%. На вопрос «Считаете ли Вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением в состав Молдавии?» ответили «нет» 94,6%, «да» – 3,4%.
Волеизъявление более чем ясное, тем не менее еще до голосования Молдавия, Украина, США, Евросоюз и ОБСЕ заявили о непризнании результатов этого референдума. Причины – он-де «не будет ни демократическим, ни справедливым». Однако прислать наблюдателей не пожелали. Если бы вопросы отношения к референдуму рассматривались не в политическом, а в судебном поле, то можно было бы сказать, что противники плебисцита нарушают принцип презумпции невиновности его организаторов.
12 ноября референдум по вопросу «Согласны ли вы с тем, чтобы Республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?» проводит непризнанная Республика Южная Осетия. Уже ясно, что и это волеизъявление будет проигнорировано «международным сообществом», к которому пытается апеллировать народ Южной Осетии.
Президент России Владимир Путин на встрече с дискуссионным клубом «Валдай» подчеркнул: «Чем косовская ситуация отличается от абхазской или южноосетинской? Да ничем не отличается». Однако мы видим, что косоваров международное сообщество стремится выслушать, в то время как мнение жителей Приднестровья и Южной Осетии отметается даже прежде, чем оно высказывается.
Россия не должна следовать этому примеру. По моему глубокому убеждению, нашей стране следует признать итоги приднестровского и югоосетинского референдумов (какими бы они ни были) и приложить все усилия для того, чтобы выраженная на них воля народов стала руководством к действию.
Международное сообщество демонстрирует избирательное отношение к праву на самоопределение, признавая его в одних случаях и забывая в других. Такой подход далек от правового. Между тем в случае с Приднестровьем, Абхазией и Южной Осетией приоритет права на самоопределение был установлен в законном порядке, но не соблюден.
Вспомним, что Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 года установил: «Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования)…» (статья 2). При этом законодатель особо прописал гарантии для национальных меньшинств союзных республик: «В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе. В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно» (статья 3).
Но власти Тбилиси и Кишинева не только не проводили референдумов с отдельным учетом итогов – они развязали вооруженные конфликты со своими национальными меньшинствами. Таким образом, право на самоопределение Приднестровья и Южной Осетии оказалось попрано. Поддерживая стремление народов восстановить свое право на самоопределение, мы занимаем строго правозащитную позицию.
Наконец, не будем забывать, что среди населения Приднестровья и Южной Осетии более 90% – российские граждане. Россияне составили подавляющую часть принявших участие в референдуме в Приднестровье. И проигнорировать волеизъявление своих граждан наша страна не вправе.
Сергей Шишкарев – заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по энергетике, транспорту и связи (фракция «Единая Россия»)