В правительстве республики рассматривают эти действия курдских лидеров как сепаратистские шаги, ведущие к расколу страны.
Сага о флаге
Иракское и турецкое правительства серьезно опасаются, что курды рано или поздно захотят создать полностью независимое курдское государство
«Если мы захотим отделиться, мы это сделаем без колебаний и слез» – с такими словами глава курдов Ирака выступил перед местным парламентом. Барзани не ограничился лишь словами. Он сразу же распорядился повсеместно в этом автономном районе заменить иракский национальный флаг на курдский, мотивировав свой шаг тем, что нынешний иракский флаг ничем не отличается от знамени свергнутого режима Саддама Хусейна, который уничтожал курдов химическим оружием.
Несмотря на то что вскоре Барзани несколько смягчил свой тон, напомнив, что ранее курдское руководство высказывалось за единый Ирак, передает АР, реакция властей Ирака не заставила себя ждать. Премьер-министр страны потребовал отменить решение президента Иракского Курдистана, назвав его незаконным.
Между тем иракское и турецкое правительства серьезно опасаются, что курды рано или поздно захотят создать полностью независимое курдское государство. Некоторые наблюдатели отмечают, что в этом также заинтересованы Соединенные Штаты Америки и Израиль, которые, помогая курдам, тем самым хотят еще больше утвердиться на Ближнем Востоке.
Тем временем не разрешен вопрос и с иракским флагом: он завис после скандала в 2004 году, когда американские военные выбрали для Ирака проект флага в бело-голубых тонах. Многие иракцы тогда посчитали этот выбор издевательством, поскольку эти цвета присутствуют в израильском флаге.
Это решение курдских властей вызвало негативную реакцию суннитской общины, которая составляла привилегированное меньшинство во время правления Хусейна. Как отмечает катарский канал «Аль-Джазира», иракские сунниты опасаются, что курдские лидеры стремятся к отделению, что может подтолкнуть к аналогичному шагу мусульман-шиитов на юге страны и в конечном счете привести к распаду Ирака.
Разные курды
Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики (фото: Reuters) |
Вообще курдский этнос довольно любопытен сам по себе. Курды являются крупнейшим национальным меньшинством в Юго-Западной Азии вообще и почти во всех странах обитания за исключением Ирана, где они уступают азербайджанцам. Довольно богатая курдская литература написана на шести крупных диалектах, использующих как латинскую, так и арабскую графику, однако это не мешает им при общении, особенно устном.
Подавляющее большинство курдов – мусульмане-сунниты (75% всех курдов), но суннитская ортодоксия, равно как и фундаменталистский ислам, мало популярны. Часть курдского народа принадлежит к различным шиитским сектам, часть исповедует древнюю синкретическую религию – езидизм, встречаются и христиане.
Но при этом роль религии в современном курдском обществе относительно невелика, особенно в сфере национальной идентификации. Курды расселены в странах обитания неравномерно. Больше всего их в Турции (около 47%). В Иране курдов около 32%, в Ираке – около 16%, в Сирии – около 4%, в государствах бывшего СССР – около 1%.
При этом следует отметить, что положение курдов в Османской империи и в шахском Иране было двойственным. С одной стороны, они вместе со всем населением этих деспотических монархий испытывали произвол и гнет властей, отягощенные повинностью приносить тяжкие жертвы кровью на алтарь бесконечных приграничных войн.
С другой стороны, и в Турции, и в Иране в курдских провинциях сложилась своеобразная система вассалитета, когда реальное управление на местах осуществляли не правительственные чиновники, а сами курдские племенные вожди и феодально-теократическая верхушка – беи, ханы, ага, шейхи – в обмен на лояльность по отношению к центральной власти.
Существование в течение продолжительного времени этого своеобразного буфера в системе «центр – курдская периферия» частично служило противоядием ассимиляции курдов турками, персами, арабами, способствовало сохранению и укреплению курдским народом своей национальной идентичности.
В поисках идентичности
Взрывы могут быть выгодны не только курдским повстанцам (фото: Reuters) |
Собственно, выходцы из феодально-клерикальной верхушки и стали в новейшее время лидерами разнообразных курдских политических партий и группировок. При этом, несмотря на национальный подъем, связанный с фактическим образованием «полунезависимого» Курдистана в составе Ирака, в курдском национальном движении наметились три направления.
Иранские курды достаточно лояльно относятся в последние годы к религиозному режиму Тегерана, хотя, в отличие от армян и ассирийцев, не имеют пока представительства в местном парламенте – меджлисе.
Лидеры оплота национального возрождения – Южного Курдистана (к каковым относится и Барзани), опираясь на поддержку извне и достаточно сплоченную и многочисленную армию, могут спокойно ждать, пока им в руки не упадет «золотое яблоко» в виде богатых нефтяных полей Киркука.
И очень не жалуют своих западных собратьев – турецких курдов, не имеющих таких богатств. Вплоть до того, что порой армия Курдистана вступает в кровопролитные бои с соседями.
Единственный бизнес в Турции, приносящий неплохие доходы, – это туризм. Вероятно, турецкие курды (многие из которых сами заняты в этой сфере) стремятся к справедливому (в понимании бандитов, конечно) переделу доходов. Напомним, что ответственность за последние взрывы в турецких городах Стамбуле, Мармарисе и Анталье (трое погибших, более ста раненых) взяла на себя малоизвестная до последнего времени группировка с помпезным названием «Соколы освобождения Курдистана» (СОК), которую власти Турции считают чем-то вроде ответвления от Рабочей партии Курдистана (РПК), признанной конгрессом США террористической организацией.
Впервые о СОК заговорили в сентябре 2004 года, когда в результате взрыва в городе Мерсин были ранены трое полицейских. Далее – теракты в курортном городке Чешме на эгейском побережье в апреле и июле 2005 года (пострадали более 20 человек), после которых «соколы» посоветовали западным туристам «держаться от Турции подальше».
Существуют как минимум две точки зрения на то, что такое СОК. Согласно первой это боевое крыло РПК, действующее в строгом соответствии с общей линией партии. Другое мнение сводится к тому, что отличающиеся особым радикализмом и в свое время критиковавшие РПК за бездействие «соколы» порвали с ней и теперь ведут борьбу самостоятельно. В данном случае принцип «ищи, кому выгодно» работает не безупречно.
Взрывы могут быть выгодны не только курдским повстанцам. Но и, к примеру, радикальным исламистам, желающим повернуть Турцию со светского пути развития. Или конкурентам по туристическому бизнесу, которых растущая популярность турецких курортов лишает сверхдоходов.
По данным Турецкого института статистики, за прошедшие 6 месяцев количество посетивших страну туристов снизилось по сравнению с этим же периодом 2005 года на 8%. В денежном выражении это звучит так: в этом году индустрия отдыха принесет Турции 11,4 млрд. долларов против 14 млрд. в прошлом году. Когда речь идет о таких суммах, вопрос исполнителя решается на «раз».