К себе на пресс-конференцию председатель оргкомитета гражданской инициативы «Мы голосуем против всех» Виктор Гущин позвал целый список коллег, которые также должны были пугать общественность скорой революцией, но планы господина Гущина были вероломно сорваны Юрием Чайкой. В среду генпрокурор объявлял о конкурсе журналистов «Стоп коррупция» – туда и предпочли пойти коллеги господина Гущина.
Потрет голосующего против всех
В 2003 году кандидат «против всех» стал лидером среди ньюсмейкеров
В итоге господин Гущин пророчествовал о скорой самоорганизации народных масс практически в одиночку. Ему помогал вице-президент экспертного клуба «Аквилон» доктор политических наук Сергей Кортунов и председатель Комитета неголосующих с Бутырской улицы Елена Воробьева. Аудиторией стали трое журналистов.
«Я слукавил, поставив темой вопрос «Быть ли в России партии народного протеста?». На самом деле она уже есть!» – ободрил немногочисленных коллег и еще более немногочисленных журналистов Виктор Гущин и объявил, что потенциал графы «против всех» перевалил за 20 млн. Раскрывать, откуда взялась именно такая цифра, спикер не стал.
«В 2003 году кандидат «против всех» стал лидером среди ньюсмейкеров. Такого интереса к пустому явлению быть не может, так что оно есть», – сообщил Виктор Гущин, объяснив только, что поэтому депутаты Госдумы и ополчились на графу «против всех».
Заметив, что еще не факт, что президент одобрит инициативу думцев, поскольку «ему это будет невыгодно с точки зрения популярности», хозяин пресс-конференции призвал оппозиционеров «идти по тому сценарию, который более всего не нравится власти», то есть все равно агитировать против всех. «Запрос такой есть, просто структуры пока нет», – сообщил он.
Его коллега Сергей Кортунов тем временем нарисовал портрет голосующего против всех.
Выяснилось, что это порядочный гражданин и налогоплательщик. Политически активный. С демократическим менталитетом («Хотя демократия и находится у нас в кризисе»). Человек «в европейском смысле слова образованный» и мыслящий. И критически настроенный в отношении власти. «Так что это не анархист, это элемент гражданского общества», – попытался оправдать голосующих против всех господин Кортунов и объявил, что если у этого «неанархиста» отберут «против всех», он «либо будет рисовать на бюллетене конфигурацию из трех пальцев и писать матом, либо проголосует ногами».
Касьянов желает возглавить протест
Действительно любопытным оказалось обращение Виктора Гущина к теории |
Вопросы появления протестной структуры и тема контроля протестного движения оказались значительно менее проясненными, чем потрет протестующего. Во-первых, Виктор Гущин оговорился, что протест против действующей власти – в принципе мировая тенденция («С этим сейчас сталкиваются и в Америке, это последствия глобализации»). Что же до России, то вопрос, каков потенциал протестного движения, в каких цифрах измеряются протестные настроения и кто может похвастаться воздействием на них, остался открытым.
Действительно любопытным оказалось обращение Виктора Гущина к теории. Он напомнил закон диффузии Роджерса (идея не новая, но заслуживающая внимания). В рамках этой теории, как только идея переходит уровень известности в популяции в 20%, она начинает жить своей собственной жизнью и более не требует интенсивной внешней коммуникативной поддержки. То есть если считать, что в России голосуют против всех 20% избирателей, то, считают эксперты, идея «против всех» достигла предела собственной жизни и теперь дело за малым – поймать момент, когда народный протест начнет самоорганизовываться в структуру.
По заверениям господина Гущина, сейчас протест в нашем обществе находится на «стадии самоорганизации». За ней последует «стадия самореализации». А там уже жди беды. «С апельсинами это будет или еще с какими фруктами – уже неважно», – провел аналогию с оранжевой революцией господин Гущин.
Газете ВЗГЛЯД он честно признался, что этой теорией очень заинтересовался один политик. «Михаил Касьянов спросил у меня, что нужно, чтобы протестное движение пошло под него. Я ему сказал: «Если вы возьмете на себя обязательства выполнить требования «протестников» и согласитесь быть отозванным в том случае, если не выполните обязательства, то сотрудничать с вами будут!»
Впрочем, возглавить протест в России какому-либо политику не так просто. Это признали даже оппозиционные эксперты. «Желание подобрать под себя протестное движение есть у многих, но это абсолютно мировоззренческое течение. Его невозможно перевербовать», – несколько противоречиво подвел итог Виктор Гущин, в начале пресс-конференции утверждавший, что Партия против всех у нас уже почти есть.
Закончили пресс-конференцию попыткой протест таки организовать. В ответ на жалобы председателя Комитета неголосующих с Бутырской улицы Елены Воробьевой на строительство в ее районе уже пятой АЗС Виктор Гущин предложил собраться всем вместе, позвать недовольных из Южного Бутова и подумать, как против власти протестовать. На том и разошлись.