О методах Североатлантического альянса, чем дальше, тем больше напоминающих методы Третьего рейха, рассказывает газета «Наше время». Тех, кого не удается сломить с помощью информационного оружия массового поражения и политических комбинаций, убеждают с помощью бомб и ракет, раскалывая на мелкие части и уничтожая. Принцип «разделяй и властвуй» опробован, и весьма успешно, на бывшей Югославии и Ираке. Своей очереди дожидаются Иран, Украина, Белоруссия.
А что же Россия? В ходе вышеупомянутой акции представители российского МИДа, генералы Минобороны, губернаторы, депутаты, профессора-либералы совместно с коллегами из Североатлантического альянса настойчиво вбивали в головы студентам десятков российских вузов две вещи:
- НАТО – это голубь мира, международная организация, несущая народам демократию, свободу и процветание;
- Россия получает огромную выгоду от сотрудничества с альянсом.
Иначе как кощунством это не назовешь.
Союзники готовились к войне с СССР
Если будут побеждать немцы, стоит помогать русским, если верх будут брать русские, надо помогать немцам, и пусть они убивают друг друга как можно больше
Попробуем разобраться в сущности этого «птенца гнезда голубиного». Заканчивается Вторая мировая война. Ялтинская конференция с участием лидеров стран антигитлеровской коалиции – И. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля определила контуры послевоенного миропорядка, окончательное утверждение которого предстояло завершить в Потсдаме.
Советский Союз вышел из войны не только победителем, но и, пользуясь нынешним сленгом, первым в рейтинге держав мира. Но и другие державы антигитлеровской коалиции повысили свои рейтинговые показатели и укрепили международные позиции. Для Великобритании появился реальный шанс возглавить Европу: главный противник Германия повержен, Франция серьезно ослаблена. Но в Восточную Европу в соответствии с ялтинско-потсдамскими решениями вклинился СССР.
Соединенные Штаты из Второй мировой войны вышли экономически окрепшими, золотой запас и доходы американских корпораций увеличились почти втрое, нация консолидировалась плюс монополия на сверхоружие – атомную бомбу. Новое дыхание приобрели мечты о мировом господстве (так говорили без обиняков для своих) или глобальном лидерстве (для широкой публики).
Черчилль уже в 1944 году вынашивал планы войны против СССР. Из истории известно также, что Великобритания считала Россию своим извечным соперником и врагом. А британский геополитик Х. Маккиндер, весьма почитаемый и сегодня на берегах Темзы, в начале ХХ столетия вывел формулу мирового господства: кто владеет Восточной Европой, тот контролирует Хартленд (Срединная Евразия, или Россия без Дальнего Востока), кто контролирует Хартленд, тот контролирует всю Евразию.
В 1944 году в США вышла книга Н. Маккейна «Американский мир», в которой в преддверии победы формируется установка: «Мы должны настаивать на американском мире… Россия должна принять добровольно руководство Запада, нравится это ей или нет».
Началом холодной войны принято считать речь бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля 5 марта 1946 года в колледже города Фултона (США). Однако эту речь, произнесенную в присутствии президента США ГОД Трумэна, правильнее рассматривать как оглашение концепции нового этапа войны против СССР. Ведь У. Черчилль много сделал для того, чтобы не допустить реальной координации в рамках антигитлеровской коалиции в годы войны, а в марте 1945 года отдал приказ собирать немецкое трофейное оружие и складировать его для вооружения германских дивизий. Практически одновременно им же было отдано распоряжение о разработке плана войны против СССР (операция «Немыслимое») силами 112 английских, американских и немецких дивизий (немецкие дивизии содержались в лагерях земли Шлезвиг-Гольштейн, в Южной Дании и Норвегии до весны 1946 года.).
Идеи Черчилля были близки Трумэну, который еще в июне 1941 года, будучи вице-президентом США, изрек: «Если будут побеждать немцы, стоит помогать русским, если верх будут брать русские, надо помогать немцам, и пусть они убивают друг друга как можно больше». Кстати, подобный цинизм свойствен американской внешней политике уже многие десятилетия.
19 мая 1945 года по требованию Трумэна, ставшего после кончины в апреле 1945 года Ф. Рузвельта президентом США, Государственный департамент подготовил меморандум, в котором присутствовали такие фразы: «Если есть что-то в мире неотвратимое, то таким неотвратимым является война между США и Советским Союзом… Гораздо лучше и надежнее иметь столкновение прежде, чем Россия сможет произвести восстановительные работы и развить свой огромный потенциал военной, экономической и территориальной мощи».
И это был не только слом наследия Ф. Рузвельта, доказывавшего в конгрессе США важность выполнения согласованных в ходе Ялтинской конференции обязательств, но явное провоцирование новой мировой войны, пока СССР не оправился от прежней. Причем войны с применением ядерного оружия. Не случилась она только потому, что, во-первых, отрезвляюще действовала военно-экономическая мощь СССР, а атомных бомб для полного уничтожения нашей страны у американцев еще не хватало.
Идеи Черчилля были близки Трумэну |
Во-вторых, англичане, не отошедшие от ужасов Второй мировой войны, не пожелали войны новой и на парламентских выборах отказали Черчиллю в доверии.
И в-третьих, американские генералы не поддержали новую скоропалительную войну (кроме группы генерала Паттона).
Но маховик подготовки к новой войне (не холодной, а самой настоящей, «горячей») все же был запущен по настоянию американских генералов и адмиралов (Дж. Маршалл, Д. Эйзенхауэр, О. Брэдли, Д. Макартур, Ч. Нимиц) для уничтожения Восточного блока. Стала формироваться военная коалиция, ядром которой становились США, Великобритания и… Германия.
Летом 1946 года американские и английские зоны оккупации были объединены в Бизонию, а госсекретарь США заявил, что американские войска останутся в Германии, не ограничивая себя сроками, количеством и вооружением. Началось массированное привлечение офицеров вермахта в качестве специалистов по войне с СССР, активное изучение операций советско-германского фронта, были сделаны первые шаги по подготовке к созданию бундесвера.
В следующем году США взяли под контроль Средиземное море, введя туда эскадру во главе с новейшим авианосцем «Ф. Д. Рузвельт», в 1947 году начали перебазирование носителей ядерного оружия самолетов Б-29 на территорию Англии, установили контроль над Грецией и Турцией.
12 марта 1947 года Трумэн в конгрессе США объявил свою доктрину, провозгласив право Соединенных Штатов вмешиваться в любые мировые процессы, осуществляя сдерживание СССР и его окружение сетью военных баз. В декабре того же года ЦРУ получило распоряжение начать секретные операции против Советского Союза.
Одновременно в Европе реализуется план Маршалла по оказанию экономической помощи (к 1952 году доля военной помощи в плане составляла 80%).
Наконец, в 1947 году принимается решение о создании НАТО. До этого момента США уже заключили военные союзы с 42 странами, а ранее, 21 апреля 1947 года, координационный комитет Госдепа, военного и военно-морского министерств определил приоритет американских интересов в мире: «Важно, чтобы в дружественных нам руках находились регионы, в которых имеются месторождения металлов, нефти и других ресурсов, регионы, которые представляют сами по себе стратегическую ценность, имеют промышленный потенциал, значительные людские ресурсы и организованные вооруженные силы».
Весной 1948 года Объединенный комитет начальников штабов США объявил, что граница между Западной и Восточной Германией является американской границей и все пространство западнее Эльбы является пространством Соединенных Штатов.
В этом же 1948 году подписывается Брюссельский пакт, а в апреле 1949 года в Вашингтоне заключается договор о создании НАТО. Любопытно, что на следующий день, 5 апреля, газета The Wall Street Journal оценила этот договор как «триумф закона джунглей над международным сотрудничеством в мировом масштабе, который сводит к нулю принципы ООН… Договор делает военную мощь решающим фактором в международных отношениях».
Голубь с клювом хищника
За последние годы мир стал свидетелем нескольких волн расширения НАТО. Его военные мускулы стали накачиваться буквально на глазах |
Журналисты как в воду смотрели. Никогда альянс не выполнял даже собственноручно установленных ограничений (на основании Вашингтонского договора зона ответственности охватывает территорию государств-участников и район Атлантического океана к северу от тропика Рака) и неизменно стремился к расширению сферы своих действий. Такая махина, как НАТО, просто по определению не могла быть региональной организацией и с самого начала была задумана как инструмент глобального противоборства. В этой системе координат блок и действовал: весь период с конца 40-х и до начала 90-х годов прошлого века прошел под знаком противостояния НАТО и Варшавского договора, США и СССР.
Альянс имел тенденцию к расширению всегда, другое дело, что само наличие в мире таких субъектов мировой политики, как соцлагерь, ОВД, Советский Союз, ставило этому расширению предел. Видимый парадокс холодной войны состоял в том, что, хотя миру было и не очень комфортно при мысли, какие военные армады стоят друг против друга, тем не менее паритет сил двух блоков делал мир и более устойчивым. С распадом СССР и социалистического лагеря биполярность сменилась однополярным миром и устойчивость сразу же нарушилась.
По завершении холодной войны давнее стремление натовцев к приобретению нового статуса и международной роли получило простор для реализации. За последние годы мир стал свидетелем нескольких волн расширения НАТО. Его военные мускулы стали накачиваться буквально на глазах. До начала расширения Североатлантического альянса (16 государств) в его составе было: штабов армейских корпусов – 20, дивизий – 35, бригад – 100, личного состава – 1,5 млн. человек, боевых самолетов – 4,5 тыс., боевых вертолетов – 2 тыс., боевых кораблей – 500, танков – 14 тыс., орудий – 23 тыс. С вступлением в НАТО в 1999 году Венгрии, Польши и Чехии (первая волна расширения) он усилился на 5 дивизий и 10 бригад общей численностью не менее 200 тыс. человек, 500 боевых самолетов, 500 боевых вертолетов, 50 боевых кораблей, 3,5 тыс. танков, 5,5 тыс. орудий.
С вступлением в 2004 году 7 новых государств – Эстонии, Латвии, Литвы, Болгарии, Румынии, Словакии и Словении (вторая волна расширения) – состав войск альянса увеличился еще на 45 бригад (300 тыс. человек личного состава), 500 боевых самолетов, 50 кораблей, 4,5 тыс. танков.
Заметим, это происходит тогда, когда холодная война осталась далеко в прошлом, бывший противник Россия широковещательно объявлен стратегическим партнером США. Против кого же направлена эта гигантская военная машина? Чем дальше, тем яснее становится: против всех, кто не согласен жить по канонам Вашингтона и мировой финансовой олигархии.
Военный компонент НАТО, несмотря на провозглашенный ее руководством курс на повышение политической составляющей, явно преобладает. В частности, в новой стратегической концепции НАТО, утвержденной на Вашингтонском саммите в апреле 1999 года, зафиксирована возможность применения военной силы без санкций Совета Безопасности ООН, в том числе за пределами географических рамок действия Вашингтонского договора 1949 года. С выполнением принятого решения натовцы не затянули, нанеся в марте – июне 1999 года массированные ракетно-бомбовые удары по Югославии.
Военно-полицейская структура
Так или иначе, уже в ноябре сего года в Риге пройдет саммит НАТО, в повестке которого стоит обсуждение проблем трансформации вооруженных сил блока |
Заметно возросла угроза и для нашей страны. Сегодня Россия взята натовскими базами в полукольцо от Норвегии до Казахстана. Вооруженные силы новых членов блока не охвачены никакими ограничениями, в том числе и Договором об обычных вооруженных силах в Европе. Так что в той же Прибалтике может быть сосредоточена военная сила, значительно превосходящая российские войска на западном стратегическом направлении. Аэродромы Польши и стран Балтии модернизируются для приема боевой авиации любых типов. В результате российская территория от Мурманска и по линии Волги до Астрахани оказывается в зоне досягаемости тактической авиации НАТО.
В мае по российским просторам шествовала пиар-акция «Россия – НАТО: объединяя усилия – 2006», а параллельно с нею в Польшу прибыл генерал американской армии Л. Смит, возглавляющий Штаб стратегического командования по вопросам трансформации НАТО, чтобы решить вопрос о строительстве на базе ВВС в местечке Повидзе (близ Познани) системы наземного наблюдения НАТО AGS. Окончательный статус системы будет утвержден на саммите альянса в Риге в ноябре 2006 года.
Одновременно США ведут переговоры с Польшей и Чехией – а возможно, и другими европейскими странами – о размещении на их территории до 10 баз ракет-перехватчиков. Сегодня американские специалисты внимательно изучают территорию Украины.
Названный ракетный «зонтик», как утверждают в Вашингтоне, должен будет защитить США и Европу от возможного ракетного удара со стороны Ирана. При этом как-то обходится вопрос о том, что Иран еще не располагает ни одним летным образцом межконтинентальных баллистических ракет (МБР). На самом деле Вашингтон, по мнению ряда экспертов, в том числе в США, озабочен не мифической иранской угрозой, а более прочным втягиванием своих союзников по НАТО в создание задуманной еще президентом Р. Рейганом системы ПРО США, которая накрыла бы Россию плотным колпаком, способным перехватить все стартующие ракеты.
Наземные военные базы на Украине, в Грузии и Азербайджане, которые США намерены разместить в дополнение к уже развернутым в Восточной Европе и Центральной Азии под предлогом борьбы с международным терроризмом, будут нацелены на Россию. Американцы приобретают возможность контролировать и держать под прицелом большую часть российской территории.
На этом фоне просто несерьезными выглядят многочисленные заверения генерального секретаря Североатлантического альянса Я. де Хооп Схеффера в том, что «безопасность России после расширения НАТО не пострадает, а, наоборот, усилится». Еще бы, если Схеффер называет блок «символом сотрудничества, демократии и мирных отношений». Нечто подобное его предшественник Х. Солана говорил сербам, убеждая их впустить альянс в Косово, а ранее в Боснию.
Характерный по тональности спор идет в последнее время в Североатлантическом альянсе. Группа членов альянса во главе с США (их наиболее активно поддерживают Великобритания и Голландия) выступает за ускоренную трансформацию НАТО во всемирную организацию путем подключения новых стран, далеко отстоящих от евро-атлантической зоны. Активным лоббистом идеи преобразования альянса в глобальную военно-полицейскую структуру выступает упомянутый выше генсек НАТО Я. Схеффер, не скрывающий, что он считает необходимым заняться проблемами безопасности на Среднем Востоке, в Ираке, Иране, Северной Корее, Китае.
Действия НАТО расширятся до глобального уровня при акцентировании их на антироссийском направлении |
Почему США выгодна скорейшая трансформация блока – понятно. Военные операции в Афганистане и Ираке оказались непосильными для Вашингтона, и он, естественно, желает разделить политическую ответственность своих нынешних и будущих авантюр (задуманных против Ирана, Сирии, Ливии и других «изгоев») с максимальным числом других стран, то есть реализовать формулу «мирового сообщества». Не случайно, как сообщалось в печати, посол США при НАТО В. Нуланд заявила о необходимости установления более тесного взаимодействия блока с такими странами, как Южная Корея, Япония, Австралия и Новая Зеландия.
В случае достижения такого решения выход НАТО из его нынешнего евро-атлантического формата (хотя последний и так уже существует разве что на бумаге) станет свершившимся фактом. Этого не хотят ведущие европейские державы, кроме Великобритании. Париж и Берлин и ранее сдержанно относились к планам Вашингтона вернуть «демократию» на афганскую и иракскую земли. Им очень не хочется таскать каштаны из огня для Дяди Сэма. Вот сербов они бомбили с удовольствием, вымещая вместе с хорватами, албанцами и боснийцами злобу за сербское сопротивление в 1941–1944 годах, да и за поражение во Второй мировой войне.
Именно против сербов в Боснии впервые после Второй мировой войны в середине 90-х годов германский бундесвер применил военную силу, причем почти в прежней коалиции, что и в первой половине 40-х годов, только усташей А. Павелича, албанскую дивизию СС «Скандербег», боснийские эскадроны смерти сменили нынешние «демократы» Хорватии, Боснии, Косова.
Так или иначе, уже в ноябре сего года в Риге пройдет саммит НАТО, в повестке которого стоит обсуждение проблем трансформации вооруженных сил блока. Как представляется, хотя, может, и не так быстро, подвижки в сторону, желаемую Вашингтоном, будут происходить и далее: действия НАТО расширятся до глобального уровня при акцентировании их на антироссийском направлении.
Очевидно и другое: НАТО создавалось на смеси идеологии германского фашизма, американского расизма и британского антирусского высокомерия. Эта поистине гремучая смесь отчетливо проявляется и сегодня в текущей политике альянса, но особенно – в дни юбилейных дат, связанных с событиями Второй мировой.