В Москве назвали кощунственными попытки, прикрытые пафосом псевдопатриотизма, реабилитировать тех, на чьей совести жизни миллионов людей.
«Сборище пособников»
Мы решили, что если этот памятник не уберут из центра нашего города, мы начнем действовать – жечь леса!
Как сказал на встрече в городе Выру премьер-министр Андрус Ансип, хотя независимость Эстонии тогда не была восстановлена, борьба Эстонского легиона СС является большим вкладом в то, что эстонский народ сохранил стремление к свободе в течение всей советской оккупации.
«Вы говорите в своем кругу: мы проиграли то сражение, но в целом мы все же победили в той войне. Победили вы, и победил весь народ. Эстонская государственность восстановлена на основе правопреемственности. В этом также ваша историческая заслуга перед эстонским народом. Я не могу согласиться с теми, кто считает вашу борьбу бессмысленной. Как можно считать бессмысленным то, что люди исполняли свой долг перед своим народом и государством?» – цитируют информационные агентства слова Ансипа.
Министерство иностранных дел РФ считает, что факт участия главы правительства «в сборище пособников нацистов служит наглядным свидетельством намерения официального Таллина выдерживать линию на героизацию эстонских легионеров СС и «лесных братьев», ставя тем самым под сомнение общепризнанные итоги Второй мировой войны и решения Нюрнбергского трибунала, говорится в заявлении». В Москве назвали кощунственными попытки, прикрытые пафосом псевдопатриотизма, реабилитировать тех, на чьей совести жизни миллионов людей.
Между тем российские дипломаты надеются, что возрождение пронацистских симпатий в Эстонии – стране, являющейся членом Евросоюза и НАТО – не останется без реакции со стороны международного сообщества. Впрочем, рассчитывать на бурную реакцию ЕС и НАТО особенно не приходится: если из Брюсселя и следуют какие-либо резолюции, осуждающие пронацистские действия или высказывания того или иного эстонского (шире: прибалтийского) политика, – то вялые и неубедительные. Более того: еврочиновники вопрос о победителях и побежденных в последней мировой войне стараются без нужды не педалировать – плохо для европейской интеграции.
«Монументальная» карта
В ответе на запрос указывается, что для реализации идеи переноса премьер-министру необходимо получить одобрение мэра Таллина Юри Ратаса |
Под такие настроения власти балтийских стран потихоньку разыгрывают «монументальную» карту: ведут планомерную борьбу с памятниками освободителям: советским солдатам, погибшим при освобождении Прибалтики. Если в Латвии какие-то памятники убрали по-тихому, а за снос или перенос других только высказываются, то в Эстонии уже грозятся приступить к делу, да еще какими методами.
Речь идет прежде всего о «Бронзовом солдате», расположенном на площади Тынисмяги в центре Таллина, с которым Ансип ведет непримиримую борьбу и пока в ней проигрывает. Он неоднократно высказывался в прессе за перенос монумента из центра Таллина, а в конце июня заявил, что судьбу памятника должны решать не таллинские власти, в ведомстве которых памятник находится, а парламент Эстонии.
Памятник «Бронзовый солдат» зарегистрирован в Совете по охране памятников как могила (место массового захоронения), что требует получения согласия родственников захороненных на перенос праха погибших. Последний ответ Совета по охране, направленный премьеру вчера, содержит фактический отказ.
В ответе на запрос указывается, что для реализации идеи переноса премьер-министру необходимо получить одобрение мэра Таллина Юри Ратаса. Однако мэр, который находится в настоящий момент в служебной командировке в США и вернется на родину в конце недели, раннее высказался в прессе за сохранение монумента на его нынешнем месте.
Между тем за дело взялись «энтузиасты». При этом методы они выбирают оригинальные, сродни «подвигу» (в эстонском понимании этого слова). Так, на прошлой неделе эстонская газета «Вести дня» сообщала, что Министерство внутренних дел Эстонии, полиция безопасности (КАПО), Спасательная служба и канцелярия президента получили письма с угрозой: пока власти не уберут с Тынисмяги статую Воина-освободителя, авторы письма будут жечь эстонские леса и прекратят это делать, как только ноги солдата оторвут от каменного постамента.
В письме, написанном по-эстонски и приведенном газетой на фотографии, говорится: «Что творится вокруг «Бронзового солдата»? Почему городские власти или правительство ничего не могут сделать? Неужели вы действительно испытываете такой большой страх перед русскими? Я обещаю, что за моими действиями не последует жертв. Мы решили, что если этот памятник не уберут из центра нашего города, мы начнем действовать – жечь леса! И закончим сразу, как только монумент уберут. Подумайте сами, во сколько миллионов это обойдется».