Американские аналитики сходятся во мнении, что победу на следующих президентских выборах сможет одержать только тот кандидат, который будет делать ставку на все способы распространения информации, и в первую очередь – на всемирную сеть Интернет.
Виртуальная власть
Идея не кажется такой абсурдной, ведь предвыборные технологии в США и до этого отличались отсутствием косности мышления и поиском необычных путей
До недавних пор никто не воспринимал Интернет и его активных пользователей как серьезную силу, какую, например, в 19 веке революционеры видели в рабочем классе. Интернетчики проводили флеш-мобы и акции протеста, однако зачастую все ограничивалось рамками виртуального сообщества.
Однако в последнее время все чаще эксперты говорят о том, что Интернет может оказывать серьезное влияние, что называется, на «офлайн». Подтверждением тому в России может служить даже такая невинная придумка, как «превед», довольно быстро и энергично перекочевавшая из пространства Сети в реальную жизнь. Тот же «Русский Newsweek» даже опубликовал номер, на обложке которого красовались главный редактор Леонид Парфенов и надпись: «Превед».
Что касается страны в этом отношении передовой – США, там в мае появилась «третья политическая сила» – интернет-партия Unity08 , которую возглавили профессиональные политики: демократы Гамильтон Джордан и Джеральд Рэфшун, помогавшие одержать победу Джимми Картеру на президентских выборах в 1976 году, и республиканец Дуг Бэйли, занимавшийся предвыборной кампанией 32-го президента США Джеральда Форда.
Unity08, сделавшая ставку на сторонников «третьей силы» – избирателей, не входящих в партии демократов и республиканцев, собирается провести онлайновый съезд, на котором будет выбран независимый кандидат на президентские выборы 2008 года.
США не просто так названы передовой страной, и появление интернет-партии именно в этом государстве является скорее закономерным, нежели случайным. Соединенные Штаты Америки стабильно занимают первую строчку рейтинга стран по численности пользователей Интернета, которых, по данным Pew Internet & American Life, в США более 147 миллионов человек. Кроме того, Интернетом пользуется 73% взрослого населения Соединенных Штатов.
Новая независимая команда Unity08 планирует привлечь 50 миллионов американцев, регулярно выходящих в онлайн, то есть треть интернет-пользователей страны. Идея не кажется такой абсурдной, ведь предвыборные технологии в США и до этого отличались отсутствием косности мышления и поиском необычных путей.
Предвыборные онлайн-технологии
Вряд ли интернет-сообщество США поддержит кандидатуру Джорджа Буша(фото REUTERS) |
Какие преимущества дает виртуальная кампания? Они достаточно очевидны: большой охват аудитории, относительно невысокая стоимость проведения рекламной кампании и осуществления так называемого скрытого влияния через блоги, форумы и социальные сети.
Еще один плюс: Интернет не требует расходов на проведение агитации в каждом отдельном регионе, поскольку само понятие Глобальной сети предполагает удаленное общение. Также в Интернете можно с легкостью применять «таргетинг» – демонстрацию определенной рекламной продукции для определенной аудитории. Иными словами, посетители форумов по IT будут видеть один баннер, а сидящие в чатах – совершенно другой.
Происходящие в США изменения являются знакомыми для всего мира только потому, что на сегодняшний день именно там Интернет наиболее развит, соответственно, все качественные преобразования происходят в американском сегменте Интернета раньше, чем в других странах.
Посудите сами: несколько десятков или сотен миллионов человек физически не смогут собраться в одном месте для обсуждения какого-либо вопроса. Интернет же устраняет необходимость присутствия в одном месте множества людей для ведения диалога, со временем его влияние на формирование нового общественного строя может оказаться значительно более серьезным, чем предполагалось ранее.
В России же пока если и не проводится альтернативных выборов, то возможность голосования в Интернете обсуждается уже довольно активно. Однако не все верят в светлое будущее подобного способа волеизъявления.
На 3-й Европейской конференции представителей центральных избирательных комитетов «Развитие и кодификация международных избирательных стандартов» советник президента Фонда эффективной политики Максим Каневский заверил, что будущее у выборов не за Интернетом, а за мобильными телефонами.
«Для российского избирателя голосование через Интернет невозможно», – заявил Каневский, пояснивший, что российская доменная зона «.ru» находится в США. «А значит, обеспечить безопасность голосования нельзя», – заметил эксперт и для убедительности привел в пример Ирак, который оказался, по его словам, выключен из Мировой паутины с начала войны на полтора года.
Шансом для будущих электоральных проявлений Максим Каневский назвал мобильный телефон. «В России в прошлом году во время прямого телемоста президента с российскими гражданами Владимиру Путину впервые можно было задавать вопрос посредством SMS. Популярность этого вида связи с президентом превзошла ожидания специалистов. На 50 тысяч e-mail Путин получил почти 110 тысяч SMS-сообщений», – сообщил эксперт.