Заявленная дальность полета ракеты – 11 тыс. км, вероятное круговое отклонение боевого блока от цели составляет, по разным оценкам, от 100 до 160 м. В настоящее время этими ракетами с разделяющимися атомными боеголовками вооружены американские подводные лодки класса Ohio и Lafayette, каждая из которых несет по 24 «Трезубца» в вертикальных шахтах подводного пуска.
Выбор цели
Кардинально повысить точность системы можно, только полностью переработав верхнюю, третью ступень ракеты
Предполагаемые цели для неядерных «Трайдентов» – террористические лагеря, центры террористов, оружейные склады, укрепления. Вообще-то для этих целей служат обычные крылатые ракеты морского или авиационного базирования, высокоточные аэробаллистические ракеты, применяемые авиацией, и высокоточные наземные комплексы большой мощности типа российской «Точки-У».
Однако, с точки зрения американских военных, все эти средства имеют два недостатка: их нельзя применять из любой точки земного шара и у них невысокое время реакции. Даже межконтинентальный сверхзвуковой бомбардировщик, прежде чем отправится в полет, должен быть осмотрен, заправлен горючим (а если полет длительный, требуется еще несколько дозаправок в воздухе), и лишь после этого самолет способен выполнить свою миссию.
Так, по американским данным, цикл предполетной подготовки бомбардировщика B-1B Lancer (с некоторой долей условности аналог нашего Ту-160) может занимать до 3-5 часов в условиях оборудованной авиабазы при наличии персонала высочайшей квалификации.
Ракета же готова к действию уже через час после принятия решения на применение оружия. При этом носитель может находиться в территориальных водах США, хоть у берегов Аляски, а цель – разведанный беспилотным аппаратом лагерь какой нибудь организации вроде «Джамаа Ислами» – в джунглях никому не известного острова в Индонезийском архипелаге.
Таким образом, Вашингтон может получить «большую дубинку» дальнего действия, всегда готовую к бою. Правда, как обычно, американские военные бегут впереди паровоза. Для начала, государствам, над которыми станут пролетать чужие ракеты, пусть и в неядерном варианте, вряд ли понравится сам этот факт. К тому же снимать с лодок обычные Trident-2 никто не собирается.
Различить же в полете, в каком оснащении – атомном или нет – боевая часть ракеты, можно, но очень тяжело. Проще сбить – от греха подальше. Последствия же такого инцидента для США будут самые плачевные – от дипломатического скандала с закрытием посольств и сожжением флагов до прямого удара по территории США, если «обиженная» страна располагает ядерным оружием и средствами его доставки.
Технический вопрос
По словам президента Буша, сказанным недавно перед выпускниками элитной военной академии в Вест-Пойнте, «война началась в мое время, но закончится она в ваше» |
Есть в этом деле и чисто технический аспект – невысокая точность «Трайдента». Если для боевого блока W-88 мощностью 100 Кт сотня-другая метров отклонения от цели роли не играет, то для неядерной БЧ такой показатель – хуже некуда. Многие артиллеристские системы сегодня бьют куда точнее, не говоря уже о разного рода управляемых зарядах.
Кардинально повысить точность системы можно, только полностью переработав ее верхнюю, третью ступень. На активном участке траектории полета управление ракетой по тангажу и рысканию осуществляется за счет отклонения сопел. Максимальный угол поворота сопла определен исходя из величины возможных случайных отклонений, вызванных подводным запуском и разворотом ракеты.
Угол поворота сопла для коррекции траектории полета после завершения работы маршевого твердотопливного двигателя и отделения ступеней ракеты обычно составляет 2-3 градуса, а во время остального полета – 0,5 градуса. Но таких значений отклонения вектора тяги может не хватить для получения приемлемой точности. Таким образом, заявления о том, что неядерный «Трезубец» появится уже через пару лет, могут быть излишне оптимистичными.
Ближе к реальности сообщение BBC, которое заявило, что на разработку антитеррористического оружия такого типа уйдет как минимум пять лет и не менее 15 млрд. долларов. Ну а за это время «или осел околеет, или шах умрет». По словам президента Буша, сказанным недавно перед выпускниками элитной военной академии в Вест-Пойнте, «война началась в мое время, но закончится она в ваше».
Остается лишь надеяться, что природная агрессивность нового лидера великой страны не станет легко перерастать в затяжные военные конфликты. Возможно, что более рассудительный президент сделает все для того, чтобы ядерные ракеты с неядерными боеголовками не бороздили мировое воздушное пространство на погибель Соединенным Штатам Америки.