Учредительный съезд бывший премьер Михаил Касьянов проводил всю субботу в гостиничном комплексе «Измайлово».
Кукольный съезд
Что до объединительных процессов, то они нас очень беспокоят», - заявил Михаил Касьянов после съезда
Ореол тайны вокруг мероприятия создавался с декабря прошлого года, когда бывший премьер потерпел неудачу в попытках предложить себя в качестве лидера Демократической партии России (ДПР). Следующее появление Михаила Касьянова на политической сцене случилось спустя два месяца. В феврале он объявил, что провел месяцы плодотворных переговоров со всеми российскими правыми и через два месяца предъявит результат общения публике. Презентовать предполагалось движение, куда войдут разрозненные сегодня демократы. Его название тщательно скрывалось. А, судя по таинственной улыбке Михаила Михайловича, вид движения должен был повергнуть всех в эйфорический шок.
В субботу обещанный срок истек. В предвкушении шока газета ВЗГЛЯД направилась на северо-восток Москвы. Шок себя ждать не заставил. Вход в гостиницу обозревателю газеты ВЗГЛЯД преградил живой ослик. Животное к гостинице привели молодые люди из «России молодой». Они тщетно пытались пропихнуть осла в вестибюль. На страже вестибюля стояла милиция, периодически хихикавшая, но фронт не сдававшая. Осел тоже не жаждал оказаться внутри. В результате упертость осла победила. «Хотели подарить Касьянову», – расстроились «россияне молодые», сопроводившие осла на автомобильную стоянку.
Внутри гостиницы тем временем созданием шока занимались другие молодые россияне. Гостям и делегатам касьяновского съезда активисты движения «Наши» совали в руки театральные программки спектакля, который они обещали показывать во время съезда Михаила Касьянова на том же этаже. Фарс с прологом и эпилогом «Съезд», гласила программка.
«Наши» демонстрировали кукольных персонажей, и по именам, и по лицам очень похожих на главных героев съезда. В программке значились следующие действующие лица: «главный герой вчерашних дней Михаил Касьянов», «Ирина Хакамада, из бывших», «шахматист Гарри Каспаров», «ни то ни се Владимир Рыжков», «изгнанник, ангел-хранитель Борис Березовский» и «изгнанник, ангел-хранитель Леонид Невзлин*». А над ширмой-сценой куклы, похожие на политиков, дрались и ругались, кто пойдет в президенты России. В финале выяснялось, что куклами водят актеры в масках Бориса Березовского и Леонида Невзлина, а они в свою очередь работают на «владельца театра Карабаса-Барабаса в форме американского империалиста» (как пояснил газете ВЗГЛЯД руководитель идеологического направления «Наших» Евгений Иванов).
«Меня почему-то нет», – пожаловался фотокорреспонденту газеты ВЗГЛЯД Борис Немцов, которого фотографы поймали на входе в зал.
«Обидно?» – посочувствовал фотокор.
«Обидно!» – сел на первый ряд Борис Ефимович.
Не кукольный съезд начался.
Все стоит
Ирина Хакамада (фото Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД) |
«Наметилась четкая тенденция свертывания политических свобод», – сообщил с трибуны Михаил Касьянов, углубившийся в прочтение лежащего перед ним на пюпитре текста. В тексте значилось, что и ВВП, конечно, растет, и зарплата увеличивается, «но у многих людей внутри зреет какая-то неудовлетворенность». «Это кризис не экономический и не социальный. Это духовный кризис», – читал Михаил Касьянов.
«Наш народ в этом не виноват. Я объездил полмира и знаю: мы как минимум не хуже других!» – скромничал Михаил Михайлович. За истекшие два месяца он изъездил не только полмира, но и побывал в некоторых регионах России. Так что неожиданное открытие про российский народ бывший премьер сообщал со знанием дела.
«Нужно вернуть в политику нравственность! – воодушевлял зал оратор. – Иной путь – путь на задворки мировой цивилизации».
Еще Михаил Касьянов читал про детей, бедствующих в детдомах, о брошенных стариках, о прописанных в конституции, но отсутствующих в реале бесплатных образовании и здравоохранении. «В то время как состоятельные граждане решили свои жилищные проблемы, простые люди живут в хрущевках, которые давно пора сносить, как бараки!» – делился увиденным бывший глава российского правительства. Логически следовало, что новое движение «Народно-демократический союз» будет заниматься если не расселением бараков, то точно ухаживать за стариками и детьми.
«Объединившись, мы сможем достигнуть многого!» – сообщил наконец главную мысль мероприятия Михаил Касьянов и сел на место в президиуме.
«В этом зале собрались истинно свободные, а главное, храбрые люди!» – поднялась следом на трибуну Ирина Хакамада. Порассуждав над целями нового движения и пожаловавшись на тяжелое положение несистемной оппозиции, Ирина Хакамада неожиданно заявила: «На самом деле вопрос не стоит о том, чтобы Михаил Михайлович победил на президентских выборах в 2008 году, – зал зашумел, некоторые делегаты захихикали. – Нет, он стоит! Конечно стоит! – поправилась Ирина Хакамада, только еще больше запутавшись, – зал, не стесняясь, загоготал. – Нет! – вышла из положения Ирина Хакамада. – Когда стоит, работа лучше делается! Это я вам как женщина говорю!»
Затем выступил Борис Немцов, сообщивший, что Россия движется «к неуклонной лукашенизации», а «олигархический капитализм лучше бюрократического капитализма». Когда на трибуну начали вызывать делегатов из регионов, сосед обозревателя газеты ВЗГЛЯД не выдержал: «Бред какой-то! Вот так и будем создавать демократическую оппозицию, читая по бумажке!»
«Я не понимаю, по какому принципу формировался президиум и как приглашали делегатов!» – пожаловался делегат.
«А вас как пригласили?» – полюбопытствовала газета ВЗГЛЯД.
«Да я давно в демдвижении. Половинкина (бывший руководитель исполкома ДПР Александр Половинкин. – Ред.) хорошо знаю, он и пригласил. Я бывший член ДПР. Из Обнинска. Салазкин Валерий Николаевич», – представился сосед.
На трибуне тем временем начали читать стихи про свободу и демократию.
По телефону и по факсу
Гарри Каспаров (фото Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД) |
«Так состоится сегодня объединение всех демократов?» – дождавшись перерыва, газета ВЗГЛЯД отловила Гарри Каспарова. Два года назад бывший шахматист сделал попытку создать объединительную площадку всех российских правых и даже назвал ее «Комитет-2008» – с прицелом на президентские выборы. Но от дел почему-то отошел.
«Это метафизическое объединение… – отпрянул Гарри Каспаров, услышав вопрос, но быстро перешел в нападение: – Вы в Росси давно были последний раз? В регионы ездили? В России объединение СПС или «Яблока» вообще никого не интересует! И вообще, кто, вот кто здесь пытается объединяться?!»
«Мы в разгаре переговорного процесса!» – вещал тем временем в полуметре от Каспарова журналистам Борис Немцов.
«Что до объединительных процессов, то они нас очень беспокоят, – расставил прессе точки над «i» Михаил Касьянов, очень резко выступивший в адрес СПС и «Яблока» перед перерывом и пригрозивший: – Если там ясности не будет, мы самостоятельно начнем принимать решения».
«То есть вы не исключаете создания собственной партии с нуля?» – уточнила газета ВЗГЛЯД.
«Это вопрос будущего», – ушел от ответа Михаил Касьянов.
«А по какому принципу приглашались делегаты?» – вспомнил расстройство делегата из Обнинска обозреватель газеты ВЗГЛЯД.
«Это те активисты, которых мы знаем, – заулыбался Михаил Касьянов. – Это люди, которые самостоятельно – через Интернет, по телефону и по факсу – находили нас и изъявляли желание участвовать».
Как рассказала помощник Михаила Касьянова по связям с общественностью Елена Дикун, на съезд прибыли 114 делегатов из 32 регионов страны. Хотя обойтись создатели нового движения могли и меньшей кровью. Для создания межрегионального движения, каковым и стал Народно-демократический союз, было достаточно шести делегатов из двух регионов России.
Вероятно, это была репетиция летнего съезда. В конце июня, по словам Елены Дикун, Михаил Касьянов намерен преобразовать движение в общероссийское. Будут ли на этот съезд делегаты собираться по телефону и факсу, пока осталось за кадром. От июньского съезда, как и от завершившегося в субботу вечером, эйфорического шока также не ожидается.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом